Постановление Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 03.02.2015 N 2-п "О подготовке оздоровительных учреждений к летнему сезону 2015 года, расположенных на территории Ленинградской области"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. № 2-п
О ПОДГОТОВКЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ЛЕТНЕМУ
СЕЗОНУ 2015 ГОДА, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Я, Главный государственный санитарный врач по Ленинградской области С.А.Горбанёв, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2014 года на территории Ленинградской области, отмечаю следующее:
В летнюю оздоровительную кампанию (далее - ЛОК) 2014 года на территории Ленинградской области функционировало 663 учреждения отдыха и оздоровления детей и подростков школьного возраста с общим количеством отдохнувших и оздоровившихся в них 93071 ребенок.
Эксплуатировалось 87 загородных оздоровительных учреждений, из которых 26 учреждений (29%) - это государственные, муниципальные и ведомственные лагеря Ленинградской области и 61 загородный лагерь (71%) организаций, предприятий и администраций г. Санкт-Петербурга.
Все летние оздоровительные учреждения перед началом эксплуатации получили заключения Управления, подтверждающие их соответствие требованиям санитарных правил и норм.
Загородные оздоровительные учреждения на территории Ленинградской области распределены неравномерно. Так, в сезон 2014 года на территориях 3 (Волховского, Кировского, Ломоносовского) муниципальных районов Ленинградской области загородные оздоровительные учреждения отсутствовали.
При проведении оценки эффективности оздоровления детей в летнюю кампанию 2014 года установлено, что выраженный оздоровительный эффект отмечен у 93,7% детей (РФ - 91,0%), что выше среднероссийского уровня на 2,7%, слабый оздоровительный эффект зарегистрирован у 5,7% детей (РФ - 8,0%) и отсутствие оздоровительного эффекта отмечено у 0,6% детей (РФ - 1%).
Ниже среднеобластного уровня показатели оздоровления детей отмечены в Подпорожском - 90,4% (2013 - 90,1%), Лодейнопольском - 90,8% (2013 - 89,9%), Волховском - 91,2% (2013 - 90,9%), Тихвинском - 91,2% (2013 - 97,1%), Сланцевском - 91,6% (2013 - 90,1%), Выборгском - 92,3% (2013 - 81,0%), Всеволожском - 92,9% (2013 - 86,7%), Ломоносовском - 92,9% (2013 - 98,0%) и Лужском - 92,9% (2013 - 89,4%) районах.
В период ЛОК 2014 года специалистами Управления было проведено 778 обследований детских оздоровительных учреждений, из них с применением лабораторных исследований - 570 обследований (73,3%).
При проведении контрольно-надзорных мероприятий в детских оздоровительных учреждениях были выявлены нарушения санитарного законодательства и в первую очередь организационного характера, т.е. те, которые возникали вследствие неисполнения сотрудниками детских лагерей своих должностных обязанностей и ослабления контроля со стороны администраций детских оздоровительных учреждений.
За весь оздоровительный период 2014 года зарегистрировано 48 случаев инфекционных заболеваний среди детей, отдыхающих в летних оздоровительных учреждениях, что в 1,1 раза ниже уровня 2013 года (2013 г. - 55 случаев), из них 7 случаев заболеваний ОРВИ, 28 случаев заболеваний кишечными инфекциями (далее - ОКИ), 11 случаев ветряной оспы, по 1 случаю педикулеза и чесотки.
Зарегистрирован 1 очаг ОКИ в Приозерском районе в ЛОУ "Факел +", который был вызван норовирусным возбудителем, пострадало 18 человек, из них 14 детей. Проведенное эпидрасследование выявило грубейшие нарушения СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
За выявленные нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей Управлением вынесено 552 постановления об административном правонарушении на общую сумму 1858000 рублей.
Ленинградская область эндемична по клещевому энцефалиту. В 2014 году акарицидные обработки проведены на территориях 17 районов области. Общая площадь акарицидных обработок составила 1426,06 га, в т.ч. летних оздоровительных учреждений - 755,8 га. Акарицидные обработки территорий загородных ЛОУ были проведены в подготовительный период в мае 2014 года и между сменами. Случаев присасывания клещей на территории ЛОУ не зарегистрировано.
В целях подготовки загородных оздоровительных учреждений, расположенных на территории Ленинградской области, к эксплуатации в летний оздоровительный сезон 2015 года специалистами территориальных отделов Управления подготовлено и направлено в адрес собственников и руководителей оздоровительных учреждений 450 предписаний с предложением о выполнении 3858 мероприятий, включающих такие приоритетные направления, как мероприятия по водоснабжению; мероприятия по капитальному ремонту инженерных систем и сооружений, спальных корпусов и зданий, столовых, медицинских пунктов; по косметическому ремонту; мероприятия по канализованию; по закупке оборудования для пищеблоков; по закупке мебели и инвентаря; по закупке медицинского оборудования; по санитарной очистке и благоустройству территории; другие мероприятия, касающиеся организационных моментов.
Учитывая вышеизложенное, для своевременной и качественной подготовки загородных оздоровительных учреждений, расположенных на территории Ленинградской области, к эксплуатации в летний оздоровительный сезон 2015 года, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановляю:
1. Рекомендовать Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области (уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Ленинградской области):
1.1. Разработать комплекс мероприятий по увеличению охвата детей и подростков Ленинградской области полноценным отдыхом в летний период 2015 года на базе загородных оздоровительных учреждений, в т.ч. на базе организаций, расположенных в южных регионах России;
1.2. Совместно с Администрациями муниципальных образований в Волховском, Подпорожском, Лодейнопольском, Выборгском, Тихвинском, Сланцевском, Всеволожском и Ломоносовском районах провести анализ причин низкого оздоровительного эффекта в сравнении со среднеобластными показателями, разработать План мероприятий по повышению выраженного оздоровительного эффекта у детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях данных районов с достижением показателя в 2015 году не ниже среднеобластного уровня ЛОК 2014 года - 93,7%;
1.3. Обеспечить создание безбарьерной среды и условий для отдыха и оздоровления детей и подростков в детских загородных оздоровительных учреждениях, в том числе для детей с ограниченными возможностями;
1.4. С целью реализации поручений Президента Российской Федерации по обеспечению отдыха и оздоровления детей и подростков обеспечить организацию страхования детей на период их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления, в том числе во время их перевозки;
1.5. Совместно с главами администраций муниципальных образований (Волховский, Кировский, Ломоносовский районы), в которых отсутствуют детские загородные оздоровительные учреждения, рассмотреть возможность принятия на баланс неиспользуемых загородных лагерей;
1.6. Обеспечить комплектование штатного расписания каждого оздоровительного учреждения квалифицированными кадрами, в том числе работниками пищеблоков и медицинскими работниками, только при наличии результатов пройденного предварительного медицинского осмотра, привитыми в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, прошедшими гигиеническую подготовку в установленном порядке. Привлекать к работе на пищеблоках детских оздоровительных учреждений специалистов, имеющих опыт работы по организации детского питания, имеющих специальное образование и практику работы в детских учреждениях, привлекать квалифицированных специалистов-педиатров, имеющих профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения, профилактики инфекционной патологии;
1.7. Обеспечить принятие дополнительных мер по совершенствованию организации питания детей в оздоровительных учреждениях и по своевременному размещению заказов на поставку пищевых продуктов при организации отдыха и оздоровления детей и формированию реестра поставщиков продуктов и организаторов питания;
1.8. В целях профилактики инфекционных и паразитарных болезней обеспечить проведение барьерных обработок (дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий) в детских летних оздоровительных учреждениях и местах купания перед началом работы ЛОУ и при осложнении эпидобстановки.
2. Рекомендовать Комитету по образованию Правительства Санкт-Петербурга (уполномоченный орган исполнительной власти города Санкт-Петербурга по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей):
2.1. Организовать своевременную и качественную подготовку к летнему сезону 2015 года стационарных детских оздоровительных учреждений, расположенных на территории Ленинградской области и подведомственных Комитету по образованию Правительства Санкт-Петербурга;
2.2. Обеспечить контроль за своевременной и качественной подготовкой стационарных детских оздоровительных учреждений администраций и предприятий г. Санкт-Петербурга, расположенных на территории Ленинградской области, в период подготовки к ЛОК 2015 года;
2.3. Принять дополнительные меры, направленные на комплектование штатного расписания каждого стационарного оздоровительного учреждения квалифицированными кадрами к летнему сезону 2015 года, в том числе работниками пищеблоков и медицинскими работниками, только при наличии результатов пройденного предварительного медицинского осмотра, привитыми в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, прошедшими гигиеническую подготовку в установленном порядке. Привлекать к работе на пищеблоках детских оздоровительных учреждений специалистов, имеющих опыт работы по организации детского питания, имеющих специальное образование и практику работы в детских учреждениях, привлекать квалифицированных специалистов-педиатров, имеющих профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения, профилактики инфекционной патологии;
2.4. Обеспечить создание безбарьерной среды и условий для отдыха и оздоровления детей и подростков в детских загородных оздоровительных учреждениях, в том числе для детей с ограниченными возможностями;
2.5. Обеспечить принятие дополнительных мер по совершенствованию организации питания детей в стационарных оздоровительных учреждениях и по своевременному размещению заказов на поставку пищевых продуктов при организации отдыха и оздоровления детей и формированию реестра поставщиков продуктов и организаторов питания;
2.6. В целях профилактики инфекционных и паразитарных болезней обеспечить проведение барьерных обработок (дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий) в районах размещения детских летних оздоровительных учреждений и местах купания перед началом работы ЛОУ и при осложнении эпидобстановки;
2.7. С целью реализации поручений Президента Российской Федерации по обеспечению отдыха и оздоровления детей и подростков обеспечить организацию страхования детей на период их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления, в том числе во время их перевозки.
3. Рекомендовать Комитету по здравоохранению Ленинградской области и руководителям государственных бюджетных учреждений здравоохранения Ленинградской области в районах:
3.1. Рассмотреть вопрос по обеспечению каждого оздоровительного учреждения квалифицированными кадрами врачей-педиатров, имеющих специальное образование и опыт работы в детских учреждениях, профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения и профилактики инфекционной патологии, а также гигиеническую подготовку;
3.2. Осуществлять методическое руководство и контроль за работой медицинского персонала детских оздоровительных учреждений, контроль за проведением летней оздоровительной кампании, а также отдыхом детей в период каникул, организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей, в первую очередь в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, созданием полноценных условий для отдыха и оздоровления детей, находящихся в особо трудных социальных условиях;
3.3. Организовать контроль за своевременным и качественным проведением медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в летние оздоровительные учреждения, качественное оформление медицинских справок о состоянии здоровья детей и подростков;
3.4. Организовать контроль за медико-санитарным обеспечением ЛОК 2015, в том числе проведением комплекса мероприятий по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний, организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей;
3.5. Подготовить планы по обеспечению специалистами для медицинского сопровождения детских организованных групп во время оздоровительной кампании, а также резервных мест в лечебных учреждениях на случай экстренной госпитализации больных детей;
3.6. Провести семинары для медицинских работников летних оздоровительных учреждений по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения и профилактики инфекционной патологии, а также гигиеническую подготовку; инструктажи медицинских работников, сопровождающих детские организованные коллективы, и родителей отъезжающих детей по организации питания и питьевого режима детей в пути следования;
3.7. Обеспечить готовность медицинских организаций по оказанию скорой медицинской помощи и госпитализации больных детей и подростков, в т.ч. инфекционных больных, наличие необходимого запаса лекарственных средств, дезинфектантов и оборудования.
4. Рекомендовать Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга:
4.1. Рассмотреть вопрос по обеспечению каждой стационарной загородной оздоровительной организации, принимающей детей города Санкт-Петербурга и расположенной на территории Ленинградской области, квалифицированными кадрами врачей-педиатров, имеющими специальное образование и опыт работы в детских учреждениях, профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения и профилактики инфекционной патологии, а также гигиеническую подготовку;
4.2. Организовать методическое руководство и усилить контроль за работой медицинского персонала стационарных загородных оздоровительных организаций, принимающих детей города Санкт-Петербурга и расположенных на территории Ленинградской области, со стороны специалистов секторальных поликлиник, действующих в Ленинградской области;
4.3. Осуществлять методическое руководство и контроль за работой медицинского персонала стационарных загородных оздоровительных организаций, принимающих детей города Санкт-Петербурга и расположенных на территории Ленинградской области, а также осуществлять контроль за проведением летней оздоровительной кампании, за отдыхом детей в период каникул, организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей, созданием полноценных условий для отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями;
4.4. Организовать контроль за медико-санитарным обеспечением ЛОК 2015, в том числе проведением комплекса мероприятий по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний, организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей;
4.5. Организовать своевременное и качественное проведение медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в летние стационарные загородные оздоровительные организации, качественное оформление медицинских справок о состоянии здоровья детей и подростков;
4.6. Провести семинары для медицинских работников стационарных загородных оздоровительных организаций, принимающих детей города Санкт-Петербурга и расположенных на территории Ленинградской области, по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения и профилактики инфекционной патологии, а также гигиеническую подготовку; инструктажи медицинских работников, сопровождающих детские организованные коллективы, и родителей отъезжающих детей по организации питания и питьевого режима детей в пути следования;
4.7. Обеспечить готовность медицинских организаций по оказанию скорой медицинской помощи и госпитализации больных детей и подростков, в т.ч. инфекционных больных, наличие необходимого запаса лекарственных средств, дезинфектантов и оборудования.
5. Рекомендовать главам Администраций Муниципальных образований Ленинградской области:
5.1. Обеспечить эффективный контроль за своевременной и качественной подготовкой оздоровительных учреждений к сезону 2015 года, расположенных на территории муниципального района, независимо от формы собственности учреждений;
5.2. Принять дополнительные меры, направленные на комплектование каждого оздоровительного учреждения в сезон 2015 года квалифицированным персоналом, с учетом наличия пройденного медицинского осмотра, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в установленном порядке;
5.3. Выделить необходимые финансовые средства на проведение акарицидных обработок территорий муниципальных детских оздоровительных лагерей, парков, скверов, зон рекреаций, кладбищ и др. мест массового посещения населения;
5.4. Заключить договоры с организациями дезинфекционного профиля по всем объектам и территориям, находящимся на балансе муниципальных образований и прочих учреждений, которые подлежат акарицидным обработкам;
5.5. Обеспечить контроль перед открытием детских оздоровительных лагерей за своевременной и качественной акарицидной (противоклещевой) обработкой территорий лагерей и прилегающей к ним территории (не менее 50 м) не позднее чем за 5 дней до заезда детей и в последующем между сменами, а также мест проведения тренировок, спортивных мероприятий, маршрутов движения детей к местам купания, расположенных за территорией оздоровительного учреждения, с контролем эффективности обработки (через 3-5 и 15-20 дней), а также своевременное проведение дератизационных обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита, клещевого боррелиоза и геморрагической лихорадки с почечным синдромом и других инфекционных болезней;
5.6. Рекомендовать организаторам конкурсов по закупке продуктов питания в ДОУ при выборе поставщиков продуктов питания в ДОУ в первую очередь отдавать предпочтение качеству и полноценности закупаемой пищевой продукции, обогащенной витаминами и микроэлементами, в том числе продукции производства местных производителей;
5.7. С целью реализации поручений Президента Российской Федерации по обеспечению отдыха и оздоровления детей и подростков обеспечить контроль за организацией страхования детей на период их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления, в том числе во время их перевозки;
5.8. Обеспечить контроль за перевозкой и размещением организованных групп детей за пределами Ленинградской области с учетом:
5.8.1. Соблюдения требований СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей" (далее - СП 2.5.3157-14) при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом (обеспечение горячего питания в пути следования свыше суток, обеспечение медицинского сопровождения детей, наличие у отъезжающих детей медицинских справок о состоянии здоровья и отсутствии контакта с инфекционными больными, копии санитарно-эпидемиологического заключения или другого документа (решения) Роспотребнадзора о соответствии принимающего детского оздоровительного учреждения требованиям санитарных правил и норм);
5.8.2. Размещения организованных групп детей в ДОУ за пределами Ленинградской области исключительно в учреждениях, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям санитарного законодательства, выданный органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории субъекта, на котором располагаются вышеуказанные ДОУ.
6. Рекомендовать собственникам и руководителям детских загородных оздоровительных учреждений, расположенных на территории области:
6.1. Обеспечить своевременную подготовку загородных оздоровительных учреждений в соответствии с требованиями санитарного законодательства и выданных предписаний и планов-заданий, в том числе:
6.1.1. Своевременное и в полном объеме выполнение мероприятий предписаний и планов-заданий в период подготовки детских оздоровительных учреждений к сезону 2015 года с последующим обязательным информированием о выполнении соответствующих территориальных отделов Управления;
6.1.2. Подготовку материально-технической базы детских оздоровительных учреждений, в том числе инженерного обеспечения систем водоснабжения, горячего водоснабжения; канализования; теплоснабжения;
6.1.3. Своевременную организацию и проведение перед открытием загородного оздоровительного учреждения противоклещевой обработки и мероприятий по борьбе с грызунами на территории размещения детских летних оздоровительных учреждений и прилегающей к ним территории (не менее 50 м) в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом не позднее чем за 5 дней до заезда детей и в последующем между сменами, а также мест проведения тренировок, спортивных мероприятий, маршрутов движения детей к местам купания, расположенных за территорией оздоровительного учреждения, с контролем эффективности обработки (через 3-5 и 15-20 дней) после обработок;
6.2. После проведения обработок организовать проведение контроля качества проведенных обработок против клещей и грызунов. Использование территории парков и других зеленых массивов возможно только после проведения энтомологического обследования и проведения противоклещевой обработки данной территории;
6.3. Продолжить подготовительную работу по укомплектованию каждого оздоровительного учреждения к летнему сезону 2015 квалифицированными специалистами, в том числе работниками пищеблоков и медицинскими работниками, только при наличии результатов пройденного предварительного медицинского осмотра, привитыми в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, прошедшими гигиеническую подготовку в установленном порядке. Привлекать к работе на пищеблоках детских оздоровительных учреждений специалистов, имеющих опыт работы по организации детского питания, имеющих специальное образование и практику работы в детских учреждениях, привлекать квалифицированных специалистов-педиатров, имеющих профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения, профилактики инфекционной патологии;
6.4. Обеспечить создание безбарьерной среды и условий для отдыха и оздоровления детей и подростков в детских загородных оздоровительных учреждениях, в том числе для детей с ограниченными возможностями;
6.5. Не допускать заезда детей в загородные ДОУ без наличия документа, подтверждающего соответствие детского оздоровительного учреждения санитарным правилам СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
6.6. Довести до сведения территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области информацию о сроках открытия стационарного детского оздоровительного учреждения не менее чем за 2 месяца для проведения необходимых организационных и профилактических мероприятий; перед заездом детей - не менее чем за 2 недели;
6.7. Не допускать превышения количества отдыхающих детей в стационарных оздоровительных учреждениях выше проектной вместимости учреждения;
6.8. Обеспечить заключение Договоров о реализации в стационарном оздоровительном учреждении услуг отдыха и оздоровления детей с родителями несовершеннолетних детей или их законными представителями:
6.8.1. Договор должен содержать все существенные условия оказания услуг по организации отдыха и оздоровления детей и подростков. Содержание Договора должно соответствовать требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей и не включать условия, ущемляющие права потребителей;
6.8.2. До заключения Договора об оказании услуг по организации отдыха и оздоровления детей и подростков до сведения родителей несовершеннолетних детей или их законных представителей доводить полную и достоверную информацию об исполнителе услуг, условиях реализации услуг и их потребительских свойствах в соответствии с требованиями Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1;
6.9. Не допускать к работе сотрудников в оздоровительные учреждения без прохождения перед началом работы медицинского обследования согласно установленному порядку, гигиенической подготовки и без наличия прививок в соответствии с приказом МЗ РФ от 21.03.2014 № 125-н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показателям";
6.10. Обеспечить контроль медицинскими работниками летних оздоровительных учреждений за работой пищеблоков, организацией питания, соблюдением температурного режима в помещениях, физическим воспитанием и закаливанием детей, соблюдением физиологических норм нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности; проведение работы по гигиеническому воспитанию, популяризации навыков здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения; подготовку отчета о работе и эффективности отдыха и оздоровления детей;
6.11. Предусмотреть в должностных инструкциях медицинских работников детских оздоровительных учреждений обязанности, направленные на профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний;
6.12. Обеспечить своевременное заключение договоров на поставку продуктов питания в ДОУ. При заключении договоров предусмотреть поставку пищевых продуктов в ДОУ, обогащенных витаминами и микро-, макронутриентами;
6.13. При организации и осуществлении организованной перевозки группы детей обеспечить соблюдение требований, установленных СП 2.5.3157-14 и Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1177 "Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами";
6.14. Не допускать заезда детей в оздоровительные учреждения, где не завершены строительные или ремонтные работы;
6.15. Информацию о ходе подготовки к ЛОК 2015 года направить в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области по территории расположения загородного оздоровительного учреждения к 03.04.2015.
7. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области обеспечить:
7.1. Действенный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) за подготовкой, открытием и эксплуатацией летних оздоровительных учреждений в сезон 2015 года;
7.2. Выдачу документа (заключения), подтверждающего соответствие (несоответствие) детского оздоровительного учреждения требованиям санитарных правил и норм;
7.3. Проверку медицинской документации персонала детского оздоровительного учреждения, сведений об аттестации по гигиеническому обучению, медицинских документов о состоянии здоровья детей, выезжающих в ДОУ, осуществлять перед каждой сменой летнего сезона 2015 года, в том числе с привлечением специалистов филиалов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области";
7.4. Контроль за наличием договоров на медицинское обслуживание детей детских оздоровительных учреждений в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность в установленном порядке;
7.5. Контроль за проведением акарицидной обработки территорий детских оздоровительных учреждений и прилегающей к ним территории (не менее 50 м) не позднее чем за 5 дней до заезда детей и в последующем между сменами, а также мест проведения тренировок, спортивных мероприятий, маршрутов движения детей к местам купания, расположенных за территорией оздоровительного учреждения, с контролем эффективности обработки;
7.6. Контроль своевременного проведения дератизационных обработок и мероприятий по борьбе с грызунами;
7.7. Исполнение Постановления Главного государственного врача по Ленинградской области от 08.07.2010 № 10-П "О дополнительных мерах по соблюдению требований радиационной безопасности к воде подземных источников водоснабжения детских оздоровительных учреждений Ленинградской области".
8. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области" обеспечить:
8.1. Обследование ДОУ с оформлением экспертных заключений о соответствии (несоответствии) детских лагерей требованиям санитарного законодательства в соответствии с поручениями Управления и территориальных отделов Управления;
8.2. Гигиеническую подготовку и аттестацию работников детских оздоровительных учреждений, а также несовершеннолетних лиц при оформлении временной занятости в летний период с внесением отметок в личные медицинские книжки, обратив особое внимание на гигиеническое обучение работников пищеблоков с учетом категории выполняемых ими работ;
8.3. Постоянный мониторинг за состоянием окружающей среды и заболеваемости в детских оздоровительных учреждениях с представлением информации в установленном порядке в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области;
8.4. Принять участие в проведении организационно-методической работы, семинаров по санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим мероприятиям, обратив особое внимание на подготовку медицинского персонала, персонала пищеблоков детских оздоровительных учреждений и лиц, сопровождающих организованные детские коллективы при перевозках детей железнодорожным транспортом к местам отдыха и обратно.
9. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на заместителя Руководителя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области В.Е.Новацкого.
Главный государственный
санитарный врач
по Ленинградской области
С.А.Горбанёв
------------------------------------------------------------------
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. № 2-п
О ПОДГОТОВКЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ЛЕТНЕМУ
СЕЗОНУ 2015 ГОДА, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Я, Главный государственный санитарный врач по Ленинградской области С.А.Горбанёв, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2014 года на территории Ленинградской области, отмечаю следующее:
В летнюю оздоровительную кампанию (далее - ЛОК) 2014 года на территории Ленинградской области функционировало 663 учреждения отдыха и оздоровления детей и подростков школьного возраста с общим количеством отдохнувших и оздоровившихся в них 93071 ребенок.
Эксплуатировалось 87 загородных оздоровительных учреждений, из которых 26 учреждений (29%) - это государственные, муниципальные и ведомственные лагеря Ленинградской области и 61 загородный лагерь (71%) организаций, предприятий и администраций г. Санкт-Петербурга.
Все летние оздоровительные учреждения перед началом эксплуатации получили заключения Управления, подтверждающие их соответствие требованиям санитарных правил и норм.
Загородные оздоровительные учреждения на территории Ленинградской области распределены неравномерно. Так, в сезон 2014 года на территориях 3 (Волховского, Кировского, Ломоносовского) муниципальных районов Ленинградской области загородные оздоровительные учреждения отсутствовали.
При проведении оценки эффективности оздоровления детей в летнюю кампанию 2014 года установлено, что выраженный оздоровительный эффект отмечен у 93,7% детей (РФ - 91,0%), что выше среднероссийского уровня на 2,7%, слабый оздоровительный эффект зарегистрирован у 5,7% детей (РФ - 8,0%) и отсутствие оздоровительного эффекта отмечено у 0,6% детей (РФ - 1%).
Ниже среднеобластного уровня показатели оздоровления детей отмечены в Подпорожском - 90,4% (2013 - 90,1%), Лодейнопольском - 90,8% (2013 - 89,9%), Волховском - 91,2% (2013 - 90,9%), Тихвинском - 91,2% (2013 - 97,1%), Сланцевском - 91,6% (2013 - 90,1%), Выборгском - 92,3% (2013 - 81,0%), Всеволожском - 92,9% (2013 - 86,7%), Ломоносовском - 92,9% (2013 - 98,0%) и Лужском - 92,9% (2013 - 89,4%) районах.
В период ЛОК 2014 года специалистами Управления было проведено 778 обследований детских оздоровительных учреждений, из них с применением лабораторных исследований - 570 обследований (73,3%).
При проведении контрольно-надзорных мероприятий в детских оздоровительных учреждениях были выявлены нарушения санитарного законодательства и в первую очередь организационного характера, т.е. те, которые возникали вследствие неисполнения сотрудниками детских лагерей своих должностных обязанностей и ослабления контроля со стороны администраций детских оздоровительных учреждений.
За весь оздоровительный период 2014 года зарегистрировано 48 случаев инфекционных заболеваний среди детей, отдыхающих в летних оздоровительных учреждениях, что в 1,1 раза ниже уровня 2013 года (2013 г. - 55 случаев), из них 7 случаев заболеваний ОРВИ, 28 случаев заболеваний кишечными инфекциями (далее - ОКИ), 11 случаев ветряной оспы, по 1 случаю педикулеза и чесотки.
Зарегистрирован 1 очаг ОКИ в Приозерском районе в ЛОУ "Факел +", который был вызван норовирусным возбудителем, пострадало 18 человек, из них 14 детей. Проведенное эпидрасследование выявило грубейшие нарушения СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
За выявленные нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей Управлением вынесено 552 постановления об административном правонарушении на общую сумму 1858000 рублей.
Ленинградская область эндемична по клещевому энцефалиту. В 2014 году акарицидные обработки проведены на территориях 17 районов области. Общая площадь акарицидных обработок составила 1426,06 га, в т.ч. летних оздоровительных учреждений - 755,8 га. Акарицидные обработки территорий загородных ЛОУ были проведены в подготовительный период в мае 2014 года и между сменами. Случаев присасывания клещей на территории ЛОУ не зарегистрировано.
В целях подготовки загородных оздоровительных учреждений, расположенных на территории Ленинградской области, к эксплуатации в летний оздоровительный сезон 2015 года специалистами территориальных отделов Управления подготовлено и направлено в адрес собственников и руководителей оздоровительных учреждений 450 предписаний с предложением о выполнении 3858 мероприятий, включающих такие приоритетные направления, как мероприятия по водоснабжению; мероприятия по капитальному ремонту инженерных систем и сооружений, спальных корпусов и зданий, столовых, медицинских пунктов; по косметическому ремонту; мероприятия по канализованию; по закупке оборудования для пищеблоков; по закупке мебели и инвентаря; по закупке медицинского оборудования; по санитарной очистке и благоустройству территории; другие мероприятия, касающиеся организационных моментов.
Учитывая вышеизложенное, для своевременной и качественной подготовки загородных оздоровительных учреждений, расположенных на территории Ленинградской области, к эксплуатации в летний оздоровительный сезон 2015 года, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановляю:
1. Рекомендовать Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области (уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Ленинградской области):
1.1. Разработать комплекс мероприятий по увеличению охвата детей и подростков Ленинградской области полноценным отдыхом в летний период 2015 года на базе загородных оздоровительных учреждений, в т.ч. на базе организаций, расположенных в южных регионах России;
1.2. Совместно с Администрациями муниципальных образований в Волховском, Подпорожском, Лодейнопольском, Выборгском, Тихвинском, Сланцевском, Всеволожском и Ломоносовском районах провести анализ причин низкого оздоровительного эффекта в сравнении со среднеобластными показателями, разработать План мероприятий по повышению выраженного оздоровительного эффекта у детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях данных районов с достижением показателя в 2015 году не ниже среднеобластного уровня ЛОК 2014 года - 93,7%;
1.3. Обеспечить создание безбарьерной среды и условий для отдыха и оздоровления детей и подростков в детских загородных оздоровительных учреждениях, в том числе для детей с ограниченными возможностями;
1.4. С целью реализации поручений Президента Российской Федерации по обеспечению отдыха и оздоровления детей и подростков обеспечить организацию страхования детей на период их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления, в том числе во время их перевозки;
1.5. Совместно с главами администраций муниципальных образований (Волховский, Кировский, Ломоносовский районы), в которых отсутствуют детские загородные оздоровительные учреждения, рассмотреть возможность принятия на баланс неиспользуемых загородных лагерей;
1.6. Обеспечить комплектование штатного расписания каждого оздоровительного учреждения квалифицированными кадрами, в том числе работниками пищеблоков и медицинскими работниками, только при наличии результатов пройденного предварительного медицинского осмотра, привитыми в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, прошедшими гигиеническую подготовку в установленном порядке. Привлекать к работе на пищеблоках детских оздоровительных учреждений специалистов, имеющих опыт работы по организации детского питания, имеющих специальное образование и практику работы в детских учреждениях, привлекать квалифицированных специалистов-педиатров, имеющих профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения, профилактики инфекционной патологии;
1.7. Обеспечить принятие дополнительных мер по совершенствованию организации питания детей в оздоровительных учреждениях и по своевременному размещению заказов на поставку пищевых продуктов при организации отдыха и оздоровления детей и формированию реестра поставщиков продуктов и организаторов питания;
1.8. В целях профилактики инфекционных и паразитарных болезней обеспечить проведение барьерных обработок (дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий) в детских летних оздоровительных учреждениях и местах купания перед началом работы ЛОУ и при осложнении эпидобстановки.
2. Рекомендовать Комитету по образованию Правительства Санкт-Петербурга (уполномоченный орган исполнительной власти города Санкт-Петербурга по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей):
2.1. Организовать своевременную и качественную подготовку к летнему сезону 2015 года стационарных детских оздоровительных учреждений, расположенных на территории Ленинградской области и подведомственных Комитету по образованию Правительства Санкт-Петербурга;
2.2. Обеспечить контроль за своевременной и качественной подготовкой стационарных детских оздоровительных учреждений администраций и предприятий г. Санкт-Петербурга, расположенных на территории Ленинградской области, в период подготовки к ЛОК 2015 года;
2.3. Принять дополнительные меры, направленные на комплектование штатного расписания каждого стационарного оздоровительного учреждения квалифицированными кадрами к летнему сезону 2015 года, в том числе работниками пищеблоков и медицинскими работниками, только при наличии результатов пройденного предварительного медицинского осмотра, привитыми в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, прошедшими гигиеническую подготовку в установленном порядке. Привлекать к работе на пищеблоках детских оздоровительных учреждений специалистов, имеющих опыт работы по организации детского питания, имеющих специальное образование и практику работы в детских учреждениях, привлекать квалифицированных специалистов-педиатров, имеющих профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения, профилактики инфекционной патологии;
2.4. Обеспечить создание безбарьерной среды и условий для отдыха и оздоровления детей и подростков в детских загородных оздоровительных учреждениях, в том числе для детей с ограниченными возможностями;
2.5. Обеспечить принятие дополнительных мер по совершенствованию организации питания детей в стационарных оздоровительных учреждениях и по своевременному размещению заказов на поставку пищевых продуктов при организации отдыха и оздоровления детей и формированию реестра поставщиков продуктов и организаторов питания;
2.6. В целях профилактики инфекционных и паразитарных болезней обеспечить проведение барьерных обработок (дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий) в районах размещения детских летних оздоровительных учреждений и местах купания перед началом работы ЛОУ и при осложнении эпидобстановки;
2.7. С целью реализации поручений Президента Российской Федерации по обеспечению отдыха и оздоровления детей и подростков обеспечить организацию страхования детей на период их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления, в том числе во время их перевозки.
3. Рекомендовать Комитету по здравоохранению Ленинградской области и руководителям государственных бюджетных учреждений здравоохранения Ленинградской области в районах:
3.1. Рассмотреть вопрос по обеспечению каждого оздоровительного учреждения квалифицированными кадрами врачей-педиатров, имеющих специальное образование и опыт работы в детских учреждениях, профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения и профилактики инфекционной патологии, а также гигиеническую подготовку;
3.2. Осуществлять методическое руководство и контроль за работой медицинского персонала детских оздоровительных учреждений, контроль за проведением летней оздоровительной кампании, а также отдыхом детей в период каникул, организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей, в первую очередь в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, созданием полноценных условий для отдыха и оздоровления детей, находящихся в особо трудных социальных условиях;
3.3. Организовать контроль за своевременным и качественным проведением медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в летние оздоровительные учреждения, качественное оформление медицинских справок о состоянии здоровья детей и подростков;
3.4. Организовать контроль за медико-санитарным обеспечением ЛОК 2015, в том числе проведением комплекса мероприятий по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний, организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей;
3.5. Подготовить планы по обеспечению специалистами для медицинского сопровождения детских организованных групп во время оздоровительной кампании, а также резервных мест в лечебных учреждениях на случай экстренной госпитализации больных детей;
3.6. Провести семинары для медицинских работников летних оздоровительных учреждений по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения и профилактики инфекционной патологии, а также гигиеническую подготовку; инструктажи медицинских работников, сопровождающих детские организованные коллективы, и родителей отъезжающих детей по организации питания и питьевого режима детей в пути следования;
3.7. Обеспечить готовность медицинских организаций по оказанию скорой медицинской помощи и госпитализации больных детей и подростков, в т.ч. инфекционных больных, наличие необходимого запаса лекарственных средств, дезинфектантов и оборудования.
4. Рекомендовать Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга:
4.1. Рассмотреть вопрос по обеспечению каждой стационарной загородной оздоровительной организации, принимающей детей города Санкт-Петербурга и расположенной на территории Ленинградской области, квалифицированными кадрами врачей-педиатров, имеющими специальное образование и опыт работы в детских учреждениях, профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения и профилактики инфекционной патологии, а также гигиеническую подготовку;
4.2. Организовать методическое руководство и усилить контроль за работой медицинского персонала стационарных загородных оздоровительных организаций, принимающих детей города Санкт-Петербурга и расположенных на территории Ленинградской области, со стороны специалистов секторальных поликлиник, действующих в Ленинградской области;
4.3. Осуществлять методическое руководство и контроль за работой медицинского персонала стационарных загородных оздоровительных организаций, принимающих детей города Санкт-Петербурга и расположенных на территории Ленинградской области, а также осуществлять контроль за проведением летней оздоровительной кампании, за отдыхом детей в период каникул, организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей, созданием полноценных условий для отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями;
4.4. Организовать контроль за медико-санитарным обеспечением ЛОК 2015, в том числе проведением комплекса мероприятий по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний, организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей;
4.5. Организовать своевременное и качественное проведение медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в летние стационарные загородные оздоровительные организации, качественное оформление медицинских справок о состоянии здоровья детей и подростков;
4.6. Провести семинары для медицинских работников стационарных загородных оздоровительных организаций, принимающих детей города Санкт-Петербурга и расположенных на территории Ленинградской области, по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения и профилактики инфекционной патологии, а также гигиеническую подготовку; инструктажи медицинских работников, сопровождающих детские организованные коллективы, и родителей отъезжающих детей по организации питания и питьевого режима детей в пути следования;
4.7. Обеспечить готовность медицинских организаций по оказанию скорой медицинской помощи и госпитализации больных детей и подростков, в т.ч. инфекционных больных, наличие необходимого запаса лекарственных средств, дезинфектантов и оборудования.
5. Рекомендовать главам Администраций Муниципальных образований Ленинградской области:
5.1. Обеспечить эффективный контроль за своевременной и качественной подготовкой оздоровительных учреждений к сезону 2015 года, расположенных на территории муниципального района, независимо от формы собственности учреждений;
5.2. Принять дополнительные меры, направленные на комплектование каждого оздоровительного учреждения в сезон 2015 года квалифицированным персоналом, с учетом наличия пройденного медицинского осмотра, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в установленном порядке;
5.3. Выделить необходимые финансовые средства на проведение акарицидных обработок территорий муниципальных детских оздоровительных лагерей, парков, скверов, зон рекреаций, кладбищ и др. мест массового посещения населения;
5.4. Заключить договоры с организациями дезинфекционного профиля по всем объектам и территориям, находящимся на балансе муниципальных образований и прочих учреждений, которые подлежат акарицидным обработкам;
5.5. Обеспечить контроль перед открытием детских оздоровительных лагерей за своевременной и качественной акарицидной (противоклещевой) обработкой территорий лагерей и прилегающей к ним территории (не менее 50 м) не позднее чем за 5 дней до заезда детей и в последующем между сменами, а также мест проведения тренировок, спортивных мероприятий, маршрутов движения детей к местам купания, расположенных за территорией оздоровительного учреждения, с контролем эффективности обработки (через 3-5 и 15-20 дней), а также своевременное проведение дератизационных обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита, клещевого боррелиоза и геморрагической лихорадки с почечным синдромом и других инфекционных болезней;
5.6. Рекомендовать организаторам конкурсов по закупке продуктов питания в ДОУ при выборе поставщиков продуктов питания в ДОУ в первую очередь отдавать предпочтение качеству и полноценности закупаемой пищевой продукции, обогащенной витаминами и микроэлементами, в том числе продукции производства местных производителей;
5.7. С целью реализации поручений Президента Российской Федерации по обеспечению отдыха и оздоровления детей и подростков обеспечить контроль за организацией страхования детей на период их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления, в том числе во время их перевозки;
5.8. Обеспечить контроль за перевозкой и размещением организованных групп детей за пределами Ленинградской области с учетом:
5.8.1. Соблюдения требований СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей" (далее - СП 2.5.3157-14) при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом (обеспечение горячего питания в пути следования свыше суток, обеспечение медицинского сопровождения детей, наличие у отъезжающих детей медицинских справок о состоянии здоровья и отсутствии контакта с инфекционными больными, копии санитарно-эпидемиологического заключения или другого документа (решения) Роспотребнадзора о соответствии принимающего детского оздоровительного учреждения требованиям санитарных правил и норм);
5.8.2. Размещения организованных групп детей в ДОУ за пределами Ленинградской области исключительно в учреждениях, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям санитарного законодательства, выданный органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории субъекта, на котором располагаются вышеуказанные ДОУ.
6. Рекомендовать собственникам и руководителям детских загородных оздоровительных учреждений, расположенных на территории области:
6.1. Обеспечить своевременную подготовку загородных оздоровительных учреждений в соответствии с требованиями санитарного законодательства и выданных предписаний и планов-заданий, в том числе:
6.1.1. Своевременное и в полном объеме выполнение мероприятий предписаний и планов-заданий в период подготовки детских оздоровительных учреждений к сезону 2015 года с последующим обязательным информированием о выполнении соответствующих территориальных отделов Управления;
6.1.2. Подготовку материально-технической базы детских оздоровительных учреждений, в том числе инженерного обеспечения систем водоснабжения, горячего водоснабжения; канализования; теплоснабжения;
6.1.3. Своевременную организацию и проведение перед открытием загородного оздоровительного учреждения противоклещевой обработки и мероприятий по борьбе с грызунами на территории размещения детских летних оздоровительных учреждений и прилегающей к ним территории (не менее 50 м) в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом не позднее чем за 5 дней до заезда детей и в последующем между сменами, а также мест проведения тренировок, спортивных мероприятий, маршрутов движения детей к местам купания, расположенных за территорией оздоровительного учреждения, с контролем эффективности обработки (через 3-5 и 15-20 дней) после обработок;
6.2. После проведения обработок организовать проведение контроля качества проведенных обработок против клещей и грызунов. Использование территории парков и других зеленых массивов возможно только после проведения энтомологического обследования и проведения противоклещевой обработки данной территории;
6.3. Продолжить подготовительную работу по укомплектованию каждого оздоровительного учреждения к летнему сезону 2015 квалифицированными специалистами, в том числе работниками пищеблоков и медицинскими работниками, только при наличии результатов пройденного предварительного медицинского осмотра, привитыми в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, прошедшими гигиеническую подготовку в установленном порядке. Привлекать к работе на пищеблоках детских оздоровительных учреждений специалистов, имеющих опыт работы по организации детского питания, имеющих специальное образование и практику работы в детских учреждениях, привлекать квалифицированных специалистов-педиатров, имеющих профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения, профилактики инфекционной патологии;
6.4. Обеспечить создание безбарьерной среды и условий для отдыха и оздоровления детей и подростков в детских загородных оздоровительных учреждениях, в том числе для детей с ограниченными возможностями;
6.5. Не допускать заезда детей в загородные ДОУ без наличия документа, подтверждающего соответствие детского оздоровительного учреждения санитарным правилам СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
6.6. Довести до сведения территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области информацию о сроках открытия стационарного детского оздоровительного учреждения не менее чем за 2 месяца для проведения необходимых организационных и профилактических мероприятий; перед заездом детей - не менее чем за 2 недели;
6.7. Не допускать превышения количества отдыхающих детей в стационарных оздоровительных учреждениях выше проектной вместимости учреждения;
6.8. Обеспечить заключение Договоров о реализации в стационарном оздоровительном учреждении услуг отдыха и оздоровления детей с родителями несовершеннолетних детей или их законными представителями:
6.8.1. Договор должен содержать все существенные условия оказания услуг по организации отдыха и оздоровления детей и подростков. Содержание Договора должно соответствовать требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей и не включать условия, ущемляющие права потребителей;
6.8.2. До заключения Договора об оказании услуг по организации отдыха и оздоровления детей и подростков до сведения родителей несовершеннолетних детей или их законных представителей доводить полную и достоверную информацию об исполнителе услуг, условиях реализации услуг и их потребительских свойствах в соответствии с требованиями Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1;
6.9. Не допускать к работе сотрудников в оздоровительные учреждения без прохождения перед началом работы медицинского обследования согласно установленному порядку, гигиенической подготовки и без наличия прививок в соответствии с приказом МЗ РФ от 21.03.2014 № 125-н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показателям";
6.10. Обеспечить контроль медицинскими работниками летних оздоровительных учреждений за работой пищеблоков, организацией питания, соблюдением температурного режима в помещениях, физическим воспитанием и закаливанием детей, соблюдением физиологических норм нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности; проведение работы по гигиеническому воспитанию, популяризации навыков здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения; подготовку отчета о работе и эффективности отдыха и оздоровления детей;
6.11. Предусмотреть в должностных инструкциях медицинских работников детских оздоровительных учреждений обязанности, направленные на профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний;
6.12. Обеспечить своевременное заключение договоров на поставку продуктов питания в ДОУ. При заключении договоров предусмотреть поставку пищевых продуктов в ДОУ, обогащенных витаминами и микро-, макронутриентами;
6.13. При организации и осуществлении организованной перевозки группы детей обеспечить соблюдение требований, установленных СП 2.5.3157-14 и Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1177 "Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами";
6.14. Не допускать заезда детей в оздоровительные учреждения, где не завершены строительные или ремонтные работы;
6.15. Информацию о ходе подготовки к ЛОК 2015 года направить в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области по территории расположения загородного оздоровительного учреждения к 03.04.2015.
7. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области обеспечить:
7.1. Действенный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) за подготовкой, открытием и эксплуатацией летних оздоровительных учреждений в сезон 2015 года;
7.2. Выдачу документа (заключения), подтверждающего соответствие (несоответствие) детского оздоровительного учреждения требованиям санитарных правил и норм;
7.3. Проверку медицинской документации персонала детского оздоровительного учреждения, сведений об аттестации по гигиеническому обучению, медицинских документов о состоянии здоровья детей, выезжающих в ДОУ, осуществлять перед каждой сменой летнего сезона 2015 года, в том числе с привлечением специалистов филиалов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области";
7.4. Контроль за наличием договоров на медицинское обслуживание детей детских оздоровительных учреждений в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность в установленном порядке;
7.5. Контроль за проведением акарицидной обработки территорий детских оздоровительных учреждений и прилегающей к ним территории (не менее 50 м) не позднее чем за 5 дней до заезда детей и в последующем между сменами, а также мест проведения тренировок, спортивных мероприятий, маршрутов движения детей к местам купания, расположенных за территорией оздоровительного учреждения, с контролем эффективности обработки;
7.6. Контроль своевременного проведения дератизационных обработок и мероприятий по борьбе с грызунами;
7.7. Исполнение Постановления Главного государственного врача по Ленинградской области от 08.07.2010 № 10-П "О дополнительных мерах по соблюдению требований радиационной безопасности к воде подземных источников водоснабжения детских оздоровительных учреждений Ленинградской области".
8. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области" обеспечить:
8.1. Обследование ДОУ с оформлением экспертных заключений о соответствии (несоответствии) детских лагерей требованиям санитарного законодательства в соответствии с поручениями Управления и территориальных отделов Управления;
8.2. Гигиеническую подготовку и аттестацию работников детских оздоровительных учреждений, а также несовершеннолетних лиц при оформлении временной занятости в летний период с внесением отметок в личные медицинские книжки, обратив особое внимание на гигиеническое обучение работников пищеблоков с учетом категории выполняемых ими работ;
8.3. Постоянный мониторинг за состоянием окружающей среды и заболеваемости в детских оздоровительных учреждениях с представлением информации в установленном порядке в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области;
8.4. Принять участие в проведении организационно-методической работы, семинаров по санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим мероприятиям, обратив особое внимание на подготовку медицинского персонала, персонала пищеблоков детских оздоровительных учреждений и лиц, сопровождающих организованные детские коллективы при перевозках детей железнодорожным транспортом к местам отдыха и обратно.
9. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на заместителя Руководителя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области В.Е.Новацкого.
Главный государственный
санитарный врач
по Ленинградской области
С.А.Горбанёв
------------------------------------------------------------------