<Письмо> Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 N 03-20-2057/15-0-0 "О направлении инструктивно-методического письма"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 21 мая 2015 г. № 03-20-2057/15-0-0
О НАПРАВЛЕНИИ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМА
В целях организации работы образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Комитет по образованию направляет инструктивно-методическое письмо "Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга".
Обращаем внимание, что приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 и от 29.12.2014 № 1644 внесены изменения в нормативные правовые документы об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, в том числе по вопросам организации внеурочной деятельности. Кроме того, Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15) одобрены примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования (программы размещены в Реестре примерных основных общеобразовательных программ: http://fgosreestr.ru/).
Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 14.05.2014 № 03-20-1905/14-0-0 "Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга" не подлежит к использованию в работе в 2015/2016 учебном году.
Просим указанную информацию довести до сведения руководителей образовательных организаций, расположенных на территории района Санкт-Петербурга.
Заместитель председателя Комитета
И.А.Асланян
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму
Комитета по образованию
от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
1. Общие положения
1.1. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, и ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, основные образовательные программы начального общего и основного общего образования реализуются образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
1.2. Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
1.3. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня.
Обучающимся должна быть предоставлена возможность посещать занятия в музыкальных и художественных школах, спортивные секции, кружки в учреждениях и отделениях дополнительного образования, другие дополнительные занятия по выбору родителей (законных представителей) обучающихся.
Требование образовательной организацией обязательного посещения обучающимися максимального количества занятий внеурочной деятельности недопустимо.
1.4. Образовательная организация осуществляет обязательное ознакомление всех участников образовательных отношений с образовательной программой образовательной организации, в том числе учебным планом и планом внеурочной деятельности.
1.5. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования определяет образовательная организация.
Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным учебным графиком образовательной организации. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
1.6. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает:
план внеурочной деятельности;
режим внеурочной деятельности;
рабочие программы внеурочной деятельности;
расписание занятий внеурочной деятельности.
1.7. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
1.8. При проведении занятий внеурочной деятельности допускается деление класса на группы. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. Максимальное количество обучающихся на занятии внеурочной деятельности устанавливается образовательной организацией самостоятельно.
1.9. При разработке и утверждении режима внеурочной деятельности образовательной организации необходимо учитывать требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
1.10. Расписание занятий внеурочной деятельности должно формироваться отдельно от расписания уроков образовательной организации. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут. Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не должна превышать 35 минут.
1.11. Обязательной частью рабочей программы внеурочной деятельности является описание планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности и форм их учета. Реализация внеурочной деятельности осуществляется без балльного оценивания результатов освоения курса.
1.12. Для обеспечения реализации плана внеурочной деятельности руководителю образовательной организации необходимо обеспечить прохождение повышения квалификации по реализации ФГОС начального общего и(или) основного общего образования всеми педагогическими работниками, ведущими занятия в рамках внеурочной деятельности.
1.13. Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Для этого в образовательной организации оформляются журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами внеурочной деятельности.
1.14. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией.
1.15. Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем руководителя образовательной организации в соответствии с должностной инструкцией.
2. Особенности организации внеурочной деятельности
при реализации основной образовательной программы
начального общего образования
2.1. Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.
2.2. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательной деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательная организация.
Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, должно осуществляться в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы.
2.3. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
Соотношение обязательной части учебного плана начального общего образования, части, формируемой участниками образовательных отношений, и плана внеурочной деятельности представлено в таблице:
Количество часов в год по классам (годам обучения)
Всего за 4 года обучения
I
II
III
IV
Обязательная часть учебного плана образовательной организации
660
748
748
748
2904
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
33
34
34
34
135
Максимально допустимая недельная нагрузка
693
782
782
782
3039
Внеурочная деятельность
до 330
до 340
до 340
до 340
до 1350
2.4. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности в первую очередь должен быть направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
2.5. В зависимости от возможностей образовательной организации, а также особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться по различным схемам, в том числе:
непосредственно в образовательной организации;
совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования детей, спортивными объектами, учреждениями культуры;
в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов образовательной организации (комбинированная схема).
2.6. При организации внеурочной деятельности могут использоваться как программы линейных курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя), так и программы нелинейных (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя).
Программы линейных курсов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, школьные спортивные клубы и секции, предметные кружки, факультативы и т.д.
Программы нелинейных (тематических) курсов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности, как сетевые сообщества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
Программы нелинейных (тематических) курсов разрабатываются из расчета общего количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности. Образовательная нагрузка программ нелинейных (тематических) курсов может распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на каникулярное время.
2.7. При организации внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
3. Особенности организации внеурочной деятельности
при реализации основной образовательной программы
основного общего образования
3.1. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательной деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательная организация.
Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, должно осуществляться в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения, а также других формах, отличных от урочной.
3.2. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
Соотношение обязательной части учебного плана основного общего образования, части, формируемой участниками образовательных отношений, и плана внеурочной деятельности представлено в таблице:
Количество часов в год по классам (годам обучения)
Всего
V
VI
VII
VIII
IX
Обязательная часть учебного плана образовательной организации
918
986
1020
1088
1088
5100
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при шестидневной учебной неделе
170
136
170
136
136
748
Максимально допустимая недельная нагрузка при шестидневной учебной неделе
1088
1122
1190
1224
1224
5848
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной учебной неделе
68
34
68
34
34
238
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе
986
1020
1088
1122
1122
5338
Внеурочная деятельность
до 350
до 350
до 350
до 350
до 350
до 1750
3.4. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения, в год - не более 350 часов) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
3.5. При организации внеурочной деятельности могут использоваться как программы линейных курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя), так и программы нелинейных (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя).
Программы линейных курсов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, школьные спортивные клубы и секции, предметные кружки, факультативы, научно-практические конференции, школьные научные общества и т.д.
Программы нелинейных (тематических) курсов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности, как сетевые сообщества, юношеские организации, научно-практические конференции, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Программы нелинейных (тематических) курсов разрабатываются из расчета общего количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности. Образовательная нагрузка программ нелинейных (тематических) курсов может распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на каникулярное время.
3.6. План внеурочной деятельности может включать в себя:
план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе объединений по интересам, клубов, детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.д.;
план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, школьные научные общества, школьные олимпиады по учебным предметам);
план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
план воспитательных мероприятий и др.
3.7. При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
3.8. Во внеурочной деятельности с учетом положений программы воспитания и социализации обучающихся могут проводиться занятия в рамках предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Кроме того, занятия по данной предметной области могут проводиться с учетом планов внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации обучающихся.
4. Финансово-экономические условия организации
внеурочной деятельности
4.1. Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования обеспечивают реализацию образовательной программы, в том числе в части внеурочной деятельности.
4.2. При расчете нормативов финансового обеспечения реализации государственных услуг образовательной организацией в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования в норматив включены затраты рабочего времени педагогических работников образовательной организации на внеурочную деятельность.
4.3. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника.
------------------------------------------------------------------
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 21 мая 2015 г. № 03-20-2057/15-0-0
О НАПРАВЛЕНИИ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМА
В целях организации работы образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Комитет по образованию направляет инструктивно-методическое письмо "Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга".
Обращаем внимание, что приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 и от 29.12.2014 № 1644 внесены изменения в нормативные правовые документы об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, в том числе по вопросам организации внеурочной деятельности. Кроме того, Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15) одобрены примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования (программы размещены в Реестре примерных основных общеобразовательных программ: http://fgosreestr.ru/).
Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 14.05.2014 № 03-20-1905/14-0-0 "Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга" не подлежит к использованию в работе в 2015/2016 учебном году.
Просим указанную информацию довести до сведения руководителей образовательных организаций, расположенных на территории района Санкт-Петербурга.
Заместитель председателя Комитета
И.А.Асланян
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму
Комитета по образованию
от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
1. Общие положения
1.1. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, и ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, основные образовательные программы начального общего и основного общего образования реализуются образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
1.2. Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
1.3. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня.
Обучающимся должна быть предоставлена возможность посещать занятия в музыкальных и художественных школах, спортивные секции, кружки в учреждениях и отделениях дополнительного образования, другие дополнительные занятия по выбору родителей (законных представителей) обучающихся.
Требование образовательной организацией обязательного посещения обучающимися максимального количества занятий внеурочной деятельности недопустимо.
1.4. Образовательная организация осуществляет обязательное ознакомление всех участников образовательных отношений с образовательной программой образовательной организации, в том числе учебным планом и планом внеурочной деятельности.
1.5. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования определяет образовательная организация.
Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным учебным графиком образовательной организации. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
1.6. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает:
план внеурочной деятельности;
режим внеурочной деятельности;
рабочие программы внеурочной деятельности;
расписание занятий внеурочной деятельности.
1.7. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
1.8. При проведении занятий внеурочной деятельности допускается деление класса на группы. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. Максимальное количество обучающихся на занятии внеурочной деятельности устанавливается образовательной организацией самостоятельно.
1.9. При разработке и утверждении режима внеурочной деятельности образовательной организации необходимо учитывать требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
1.10. Расписание занятий внеурочной деятельности должно формироваться отдельно от расписания уроков образовательной организации. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут. Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не должна превышать 35 минут.
1.11. Обязательной частью рабочей программы внеурочной деятельности является описание планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности и форм их учета. Реализация внеурочной деятельности осуществляется без балльного оценивания результатов освоения курса.
1.12. Для обеспечения реализации плана внеурочной деятельности руководителю образовательной организации необходимо обеспечить прохождение повышения квалификации по реализации ФГОС начального общего и(или) основного общего образования всеми педагогическими работниками, ведущими занятия в рамках внеурочной деятельности.
1.13. Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Для этого в образовательной организации оформляются журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами внеурочной деятельности.
1.14. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией.
1.15. Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем руководителя образовательной организации в соответствии с должностной инструкцией.
2. Особенности организации внеурочной деятельности
при реализации основной образовательной программы
начального общего образования
2.1. Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.
2.2. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательной деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательная организация.
Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, должно осуществляться в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы.
2.3. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
Соотношение обязательной части учебного плана начального общего образования, части, формируемой участниками образовательных отношений, и плана внеурочной деятельности представлено в таблице:
Количество часов в год по классам (годам обучения)
Всего за 4 года обучения
I
II
III
IV
Обязательная часть учебного плана образовательной организации
660
748
748
748
2904
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
33
34
34
34
135
Максимально допустимая недельная нагрузка
693
782
782
782
3039
Внеурочная деятельность
до 330
до 340
до 340
до 340
до 1350
2.4. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности в первую очередь должен быть направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
2.5. В зависимости от возможностей образовательной организации, а также особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться по различным схемам, в том числе:
непосредственно в образовательной организации;
совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования детей, спортивными объектами, учреждениями культуры;
в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов образовательной организации (комбинированная схема).
2.6. При организации внеурочной деятельности могут использоваться как программы линейных курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя), так и программы нелинейных (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя).
Программы линейных курсов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, школьные спортивные клубы и секции, предметные кружки, факультативы и т.д.
Программы нелинейных (тематических) курсов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности, как сетевые сообщества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
Программы нелинейных (тематических) курсов разрабатываются из расчета общего количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности. Образовательная нагрузка программ нелинейных (тематических) курсов может распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на каникулярное время.
2.7. При организации внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
3. Особенности организации внеурочной деятельности
при реализации основной образовательной программы
основного общего образования
3.1. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательной деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательная организация.
Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, должно осуществляться в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения, а также других формах, отличных от урочной.
3.2. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
Соотношение обязательной части учебного плана основного общего образования, части, формируемой участниками образовательных отношений, и плана внеурочной деятельности представлено в таблице:
Количество часов в год по классам (годам обучения)
Всего
V
VI
VII
VIII
IX
Обязательная часть учебного плана образовательной организации
918
986
1020
1088
1088
5100
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при шестидневной учебной неделе
170
136
170
136
136
748
Максимально допустимая недельная нагрузка при шестидневной учебной неделе
1088
1122
1190
1224
1224
5848
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной учебной неделе
68
34
68
34
34
238
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе
986
1020
1088
1122
1122
5338
Внеурочная деятельность
до 350
до 350
до 350
до 350
до 350
до 1750
3.4. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения, в год - не более 350 часов) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
3.5. При организации внеурочной деятельности могут использоваться как программы линейных курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя), так и программы нелинейных (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя).
Программы линейных курсов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, школьные спортивные клубы и секции, предметные кружки, факультативы, научно-практические конференции, школьные научные общества и т.д.
Программы нелинейных (тематических) курсов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности, как сетевые сообщества, юношеские организации, научно-практические конференции, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Программы нелинейных (тематических) курсов разрабатываются из расчета общего количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности. Образовательная нагрузка программ нелинейных (тематических) курсов может распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на каникулярное время.
3.6. План внеурочной деятельности может включать в себя:
план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе объединений по интересам, клубов, детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.д.;
план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, школьные научные общества, школьные олимпиады по учебным предметам);
план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
план воспитательных мероприятий и др.
3.7. При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
3.8. Во внеурочной деятельности с учетом положений программы воспитания и социализации обучающихся могут проводиться занятия в рамках предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Кроме того, занятия по данной предметной области могут проводиться с учетом планов внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации обучающихся.
4. Финансово-экономические условия организации
внеурочной деятельности
4.1. Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования обеспечивают реализацию образовательной программы, в том числе в части внеурочной деятельности.
4.2. При расчете нормативов финансового обеспечения реализации государственных услуг образовательной организацией в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования в норматив включены затраты рабочего времени педагогических работников образовательной организации на внеурочную деятельность.
4.3. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника.
------------------------------------------------------------------