Постановление Правительства Ленинградской области от 20.04.2015 N 112 "Об утверждении Положения о наставничестве в Администрации Ленинградской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. № 112

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
В АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях реализации подпрограммы "Развитие государственной гражданской службы Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Повышение эффективности государственного управления и снижение административных барьеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года № 403, Правительство Ленинградской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о наставничестве в Администрации Ленинградской области.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - руководителя аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области Перминова С.Н.

Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко





УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 20.04.2015 № 112
(приложение)

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Положение о наставничестве в Администрации Ленинградской области (далее - Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества.
1.2. Наставничество на государственной гражданской службе Ленинградской области (далее - наставничество, гражданская служба) представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и должностной адаптации государственных гражданских служащих Ленинградской области (далее - гражданские служащие), которая предполагает передачу знаний, навыков и опыта более квалифицированными гражданскими служащими, знакомыми с типовыми процедурами в Администрации Ленинградской области, менее квалифицированным.
1.3. Нормативной правовой основой организации наставничества являются:
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
государственная программа Ленинградской области "Повышение эффективности государственного управления и снижение административных барьеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Ленинградской области", утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года № 403;
настоящее Положение.
1.4. Участниками наставничества являются:
лицо, в отношении которого осуществляется наставничество;
наставник;
руководитель структурного подразделения органа исполнительной власти Ленинградской области, в котором проходит службу лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее - руководитель структурного подразделения);
руководитель органа исполнительной власти Ленинградской области, в котором проходит службу лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее - руководитель органа исполнительной власти);
управление государственной службы и кадров аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области.
1.5. Наставничество устанавливается в отношении следующих лиц:
гражданских служащих, впервые поступивших на гражданскую службу Ленинградской области;
гражданских служащих, назначенных на вышестоящую должность гражданской службы в порядке должностного роста.
1.6. Осуществление наставничества является выполнением особо важного и сложного задания на гражданской службе.

2. Цели и задачи наставничества

2.1. Целями наставничества являются:
подготовка лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к самостоятельному выполнению должностных обязанностей;
минимизация периода адаптации к замещаемой должности;
помощь в приобретении профессиональных знаний, навыков и опыта, необходимых для качественного выполнения должностных обязанностей;
успешное прохождение испытательного срока.
2.2. Задачами наставничества являются:
оказание помощи в должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков и опыта лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
ускорение процесса профессионального становления и развития лица, в отношении которого осуществляется наставничество, развитие его способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные должностные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
содействие в формировании навыков служебного поведения лица, в отношении которого осуществляется наставничество, и применение в служебной деятельности Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Ленинградской области в органах исполнительной власти и аппаратах мировых судей Ленинградской области;
обучение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе, развитие его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
формирование у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности гражданской службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к коллективу, гражданам и другим лицам;
развитие у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, интереса к служебной деятельности, содействие закреплению на гражданской службе.

3. Организация наставничества

3.1. К работе в качестве наставников привлекаются профессионально компетентные гражданские служащие органа исполнительной власти Ленинградской области, имеющие высокие результаты служебной деятельности, проявившие способности к воспитательной работе, пользующиеся авторитетом в коллективе, имеющие практические навыки осуществления должностных (служебных) обязанностей по должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, замещавшие должность не ниже должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, и проработавшие в замещаемой должности не менее двух лет.
3.2. Утверждение кандидатуры наставника и срока наставничества осуществляется распоряжением органа исполнительной власти Ленинградской области не позднее одного рабочего дня со дня назначения на соответствующую должность лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество.
Кандидатура наставника утверждается при обязательном письменном согласии лица, назначаемого наставником.
3.3. Максимальное число закрепленных за одним наставником лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, не может превышать двух человек.
3.4. Наставничество устанавливается на срок от двух до шести месяцев в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В указанный срок не включаются период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
3.5. Замена наставника осуществляется распоряжением органа исполнительной власти Ленинградской области:
по письменной просьбе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
в случае увольнения или перевода наставника на другую работу;
в случае продолжительной болезни или длительной командировки наставника;
в случае неисполнения наставником своих обязанностей;
по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.
Срок осуществления наставничества при этом не изменяется.

4. Руководство наставничеством

4.1. Руководство и контроль за организацией наставничества в органе исполнительной власти Ленинградской области осуществляет руководитель органа исполнительной власти, который:
обеспечивает рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях;
предлагает меры поощрения наставников;
утверждает адаптационную программу вхождения в должность (далее - адаптационная программа) для лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
представляет в управление государственной службы и кадров аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области документы по итогам наставничества, предусмотренные настоящим Положением.
4.2. Ответственность за организацию наставничества в конкретном структурном подразделении несет руководитель структурного подразделения, который:
предоставляет руководителю органа исполнительной власти предложения по кандидатуре наставника и по сроку осуществления наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
осуществляет контроль за деятельностью наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения в процесс работы по наставничеству;
создает условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
проводит по окончании срока наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, обеспечивает своевременное представление надлежащим образом оформленных документов по итогам наставничества руководителю органа исполнительной власти.
4.3. Управление государственной службы и кадров аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области осуществляет организационное и документационное сопровождение процесса наставничества, координацию и контроль за организацией работы по наставничеству в органах исполнительной власти Ленинградской области.
4.3.1. Организационное сопровождение наставничества предусматривает:
ознакомление гражданских служащих со служебным распорядком (в соответствии с пунктом 6 статьи 26 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") и иными нормативными правовыми актами по исполнению обязанностей гражданскими служащими;
ознакомление гражданских служащих, впервые поступивших на государственную гражданскую службу Ленинградской области, с историей, культурой, традициями, особенностями географического и социально-экономического положения Ленинградской области, в том числе проведение семинаров, лекций, экскурсий;
анализ, обобщение и распространение опыта работы наставников;
поддержание контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, для оказания методической помощи в рамках компетенции.
4.3.2. Документационное сопровождение процесса наставничества заключается в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам организации наставничества в Администрации Ленинградской области, оказании консультационной помощи в разработке адаптационной программы.
4.3.3. Координация и контроль за организацией работы по наставничеству в органах исполнительной власти Ленинградской области включает:
осуществление контроля за прохождением наставничества в органах исполнительной власти Ленинградской области;
проведение анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью определения эффективности работы наставников;
устранение причин, препятствующих адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
анализ, обобщение и распространение позитивного опыта наставничества.

5. Права и обязанности наставника

5.1. Наставник обязан:
не позднее трех рабочих дней со дня назначения наставником разработать совместно с руководителем структурного подразделения адаптационную программу вхождения в должность по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению;
содействовать ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы органа исполнительной власти Ленинградской области, порядком исполнения распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;
обеспечить изучение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
оказывать индивидуальную помощь в изучении действующего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, овладении практическими приемами и способами качественного выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, служебных заданий и поручений;
выявлять недочеты в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, способствовать их устранению;
в качестве примера выполнять отдельные поручения и должностные обязанности совместно с лицом, в отношении которого осуществляется наставничество;
передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
всесторонне изучать деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к службе, коллективу, гражданам;
быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения, воздействия коллектива;
проявлять чуткость и внимательность, в корректной форме давать оценку результатам работы лица, в отношении которого осуществляется наставничество, терпеливо и тактично помогать в преодолении имеющихся недостатков;
личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, при необходимости корректировать поведение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на службе;
периодически докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, дисциплине, поведении, результатах его профессионального становления;
по окончании установленного срока осуществления наставничества подготавливать заключение об итогах выполнения адаптационной программы в порядке, установленном настоящим Положением.
5.2. Наставник имеет право:
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применения к нему мер поощрения, мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также других вопросов, требующих решения руководителей;
осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества подготавливаемых документов;
сообщать о результатах контроля деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, руководителю структурного подразделения;
требовать выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, предусмотренного настоящим Положением порядка прохождения наставничества;
контролировать обеспеченность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, соответствующим рабочим местом и техническим оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий служебной деятельности, сообщать о результатах контроля руководителю структурного подразделения.

6. Права и обязанности лица, в отношении которого
осуществляется наставничество

6.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность органа исполнительной власти Ленинградской области, определяющих права и обязанности гражданского служащего, вопросы прохождения гражданской службы и профессиональной подготовки гражданского служащего;
изучать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в органе исполнительной власти Ленинградской области;
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных (служебных) обязанностей, учиться у наставника практическому решению поставленных задач;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;
совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
сообщать наставнику о трудностях, возникающих в связи с исполнением определенных должностных (служебных) обязанностей.
6.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
при невозможности установления личного контакта с наставником ходатайствовать о его замене перед руководителем органа исполнительной власти.

7. Завершение наставничества, стимулирование
работы наставника

7.1. Наставник в течение двух рабочих дней со дня окончания срока наставничества подготавливает и передает на согласование руководителю структурного подразделения заключение об итогах выполнения адаптационной программы по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
7.2. Руководитель структурного подразделения в течение трех рабочих дней со дня окончания срока наставничества:
проводит собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество;
согласовывает подготовленное наставником заключение об итогах выполнения адаптационной программы и передает его на утверждение руководителю органа исполнительной власти.
7.3. Руководитель органа исполнительной власти в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока наставничества утверждает подготовленное наставником и согласованное руководителем структурного подразделения заключение об итогах выполнения адаптационной программы и направляет его в управление государственной службы и кадров аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области.
7.4. Заключение об итогах выполнения адаптационной программы используется:
при определении результатов испытания государственного гражданского служащего (в случае если такое испытание было установлено);
для выявления эффективных методов наставничества и причин, препятствующих адаптации гражданских служащих на новом месте работы;
для стимулирования труда наставников.
7.5. Заключение об итогах выполнения адаптационной программы хранится в личном деле гражданского служащего.
7.6. Результатами эффективной работы наставника являются:
освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
7.7. Результаты работы наставника учитываются при присвоении ему классного чина (в случае решения вопроса о присвоении классного чина до истечения срока, установленного для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине), проведении аттестации, включении в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности, назначении на вышестоящую должность, применении иных видов материального и нематериального поощрения, предусмотренных действующим законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации.





Приложение 1
к Положению...

(Форма)

УТВЕРЖДАЮ
_______________________________
(наименование должности
руководителя органа
исполнительной власти
Ленинградской области)
_________ _____________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
"__" ______________ 20__ года

АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
вхождения в должность
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого осуществляется
наставничество)
___________________________________________________________________________
(наименование должности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество)
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество наставника)
___________________________________________________________________________
(наименование должности наставника)
Продолжительность программы с "__" _______ 20 года по "__" ______ 20__ года

№ п/п
Наименование и содержание мероприятий <*>
Период выполнения
Ответственный за выполнение
Отметка о выполнении
1
2
3
4
5
1
Информирование о правилах служебного распорядка, ознакомление с должностным регламентом, предоставление справочной информации
Первый день
Кадровая служба

2
Представление коллективу
Первый день
Руководитель органа исполнительной власти Ленинградской области, руководитель структурного подразделения

3
Ознакомление с рабочим местом
Первый день
Руководитель структурного подразделения

4
Ознакомление с должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями, функциями и организацией работы органа исполнительной власти Ленинградской области, структурного подразделения, с порядком исполнения распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью
Первый день
Руководитель структурного подразделения, наставник <*>

5
Ознакомление с административными процедурами и системой документооборота в органе исполнительной власти Ленинградской области, порядком ведения служебной документации
Первая неделя
Наставник

6
Ознакомление с используемыми программными продуктами, получение доступа к базам данных (при наличии)
Первая неделя
Руководитель структурного подразделения, наставник

7
Составление индивидуального перечня рекомендуемых к изучению нормативных правовых актов по вопросам исполнения должностных обязанностей
Первая неделя
Наставник

8
Ознакомление с перечнем и видами деятельности подведомственных учреждений (при наличии)
Вторая-третья недели
Наставник

9
Участие в семинарах и других мероприятиях, проводимых для впервые поступивших на государственную гражданскую службу Ленинградской области
В течение всего периода осуществления наставничества
Кадровая служба

10
Обсуждение вопросов выполнения адаптационной программы вхождения в должность
В течение всего периода осуществления наставничества
Наставник, непосредственный руководитель

11
Выполнение практических заданий (указать конкретные мероприятия с учетом должностных обязанностей)
В течение всего периода осуществления наставничества
Наставник, непосредственный руководитель

12
Контроль выполнения практических заданий
В течение всего периода осуществления наставничества
Наставник, непосредственный руководитель

13
Обсуждение вопросов выполнения адаптационной программы вхождения в должность, проверка приобретенных навыков, знаний и умений
Последняя неделя
Руководитель структурного подразделения, непосредственный руководитель

14
Подготовка заключения об итогах выполнения адаптационной программы и представление его на утверждение руководителю органа исполнительной власти Ленинградской области
Пять рабочих дней со дня окончания срока наставничества
Руководитель органа исполнительной власти Ленинградской области, руководитель структурного подразделения, наставник


--------------------------------
<*> Содержательная часть мероприятий может меняться (с учетом замещаемой должности, перечня должностных обязанностей и т.п.).
<*> Со дня назначения наставника.

Наставник _____________________________ ____________
(фамилия, инициалы) (подпись)
Дата

Руководитель структурного подразделения

_______________________________________ ____________
(должность) (подпись)

Дата

Ознакомлен ___________________________________
(подпись лица, в отношении которого
осуществлялось наставничество)

Дата





Приложение 2
к Положению...

(Форма)

УТВЕРЖДАЮ
_______________________________
(наименование должности
руководителя органа
исполнительной власти
Ленинградской области)
_________ _____________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
"__" ______________ 20__ года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об итогах вхождения в должность
___________________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого
осуществлялось наставничество)

За период выполнения адаптационной программы с "__" _________ 20__ года
по "__" ________ 20__ года
___________________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого
осуществлялось наставничество)

приобрел следующие знания и навыки:

Знания, навыки
Комментарии
Теоретические знания нормативной правовой базы, регламентирующей профессиональную деятельность

Теоретические знания нормативной правовой базы, регламентирующей государственную гражданскую службу

Соблюдение трудовой, исполнительской дисциплины

Отношения с коллективом

Другое


Рекомендации: _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Наставник _____________________________ ____________
(фамилия, инициалы) (подпись)
Дата

Руководитель структурного подразделения

_______________________________________ ____________
(должность) (подпись)

Дата

Ознакомлен ___________________________________
(подпись лица, в отношении которого
осуществлялось наставничество)

Дата


------------------------------------------------------------------