Решение Ленинградского областного суда от 22.04.2015 по делу N 3-38/2015 <О признании недействующим приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2014 N 517-п "Об установлении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, для ОАО "Ленэнерго" в размере 9012108,95 тысяч рублей>



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2015 г. по делу № 3-38/2015

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
при секретаре Ф.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Ленэнерго" о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия приложения к приказу Комитета по тарифам и ценовой политики Правительства Ленинградской области от 30 декабря 2014 года в части установления необходимой валовой выручки,

установил:

30.12.2014 приказом Комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее - ЛенРТК) № 517-п установлены на период с 01.01.2015 по 31.12.2015 единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области согласно приложению.
В приложении к приказу указано, что при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области для ОАО "Ленэнерго" учтена необходимая валовая выручка в размере 9012108,95 тыс. руб. (л.д. 16).
Указанный приказ ЛенРТК размещен 30.12.2014 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru (л.д. 12).
ОАО "Ленэнерго" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим законодательству и недействующим со дня принятия приложения к приказу ЛенРТК № 517-п от 30.12.2014 в части установления необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" в размере 9012109 тыс. руб. указав, что приказ в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. А именно, пункту 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 и Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2. При установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2015 год необходимая валовая выручка ОАО "Ленэнерго", без учета сглаживания на 2015 год, составила 10810009,9 тыс. руб. В целях сдерживания роста тарифов на электроэнергию для конечных потребителей, ЛенРТК было определено отрицательное сглаживание на 2015 год в размере - 1797901 тыс. руб. Приказом ФСТ России от 12.02.2015 № 242-э ЛенРТК отказано в согласовании перераспределения необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" более чем на 12% от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета такого перераспределения. Таким образом, с учетом максимального процента сглаживания, который составляет 12%, необходимая валовая выручка ОАО "Ленэнерго" на 2015 года не может составлять величину меньшую, чем 9512808,72 тыс. руб. Следовательно, ЛенРТК превысило установленный порог сглаживания на 500699,8 тыс. руб., что составило в совокупности 16,6% от необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго", рассчитанной без учета такого перераспределения, чем нарушило права и законные интересы ОАО "Ленэнерго", являющегося территориальной сетевой организацией оказывающей услуги по передаче электрической энергии (л.д. 7-10).
В письменных возражениях ЛенРТК указало, что единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на первое полугодие 2015 года установлены в размере, не превышающем уровень тарифов установленных на второе полугодие 2014 года. На второе полугодие 2015 года данные тарифы установлены с ростом 25% к уровню первого полугодия 2015 года и в среднем на 6% выше предельных максимальных тарифов, утвержденных приказом ФСТ России от 09.12.2014. Величина необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" для расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год была определена ЛенРТК с учетом ее перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания роста тарифов. При этом, было учтено, что в условиях экономического кризиса дополнительный рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 8,35%, при котором размер сглаживания по ОАО "Ленэнерго" составит 12%, может привести к негативной реакции со стороны потребителей и неблагоприятным социальным последствиям. Кроме того, при установлении тарифов с учетом 12% размера сглаживания будет превышена предельная величина перекрестного субсидирования, установленная п. 81 (5) Основ ценообразования (л.д. 74-76).
В судебном заседании представитель ОАО "Ленэнерго" Ц.Д. заявление поддержал и просил его удовлетворить. Указал, что сам размер установленных приказом тарифов организация не оспаривает. Также организация согласно с размером рассчитанной ЛенРТК необходимой валовой выручки без учета ее перераспределения. Поскольку ЛенРТК нарушен п. 37 Основ ценообразования, то приказ в части указания необходимой валовой выручки подлежит признанию незаконным с момента его принятия. Восстановление нарушенных прав ОАО "Ленэнерго" возможно путем пересмотра тарифов на второе полугодие 2015 года, либо путем перераспределения необходимой валовой выручки между территориальными сетевыми организациями, или путем взыскания убытков с Правительства Ленинградской области.
Представитель ОАО "Ленэнерго" Ч.О. дополнительно сообщила, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии составляют лишь 1/3 от общей стоимости тарифов на электроэнергию для потребителей. Следовательно, ограничивая рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии за счет перераспределения необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" ЛенРТК отдал предпочтение интересам иных потребителей и поставщиков, что свидетельствует о не достижении баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. Кроме того, ЛенРТК не было учтено, что снижение перекрестного субсидирования запланировано на 2016 и последующие годы. Однако, ЛенРТК уже в 2015 году установил размер перекрестного субсидирования меньше установленной Правительством Российской Федерации предельной величины перекрестного субсидирования для Ленинградской области. Полагала, что отсутствует необходимость в оспаривании общего размера необходимой валовой выручки всех территориальных сетевых организаций, поскольку указанный размер ЛенРТК вправе изменить самостоятельно.
Представитель ЛенРТК М.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на заявление. Дополнительно указал, что выполнение требований п. 37 Основ ценообразования приведет к нарушению п. 81 (5) Основ ценообразования. Кроме того, при принятии оспариваемого решения ЛенРТК исходил из нормативного правового акта, имеющего большее юридическое значение, а именно, из общих положений Федерального закона "Об электроэнергетике". Полагал, что права ОАО "Ленэнерго" на момент рассмотрения дела не нарушены, поскольку тарифы на первое полугодие 2015 года не могут быть выше тарифов, установленных на второе полугодие 2014 года. Следовательно, права ОАО "Ленэнерго" могут быть нарушены только после 01.07.2015 года. Поскольку ОАО "Ленэнерго" не оспаривает общий размер необходимой валовой выручки всех территориальных сетевых организаций, то права ОАО "Ленэнерго" могут быть восстановлены в результате перераспределения необходимой валовой выручки между территориальными сетевыми организациями, однако, они к участию в деле не привлечены.
Дополнительно представитель ЛенРТК Б.М. сообщила, что при определении размера тарифов и необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" исходили из принципов, закрепленных в Федеральном законе "Об электроэнергетике". А именно, достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
В заключении по делу прокурор Гаврилова Е.В. указала, что заявление ОАО "Ленэнерго" подлежит удовлетворению. В оспариваемой части приказ ЛенРТК не соответствует п. 37 Основ ценообразования, поскольку без согласования с ФСТ России было произведено перераспределение необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" в размере более 12%. Полагала возможным признать оспариваемый приказ в части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку обжалуемый нормативный правовой акт применялся и на его основе были реализованы права граждан и организаций.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования).
Исходя из положений ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и(или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Статьей 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона.
Как указано в п. 63 Основ ценообразования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.
В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274.
К полномочиям ЛенРТК в сфере электроэнергетики отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и(или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов. К заявлениям прилагаются обосновывающие документы, в том числе оценка экономически необоснованных доходов в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности сетевой организации. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов (пункты 8, 12, 17, 22, 35 Правил государственного регулирования).
Решение об установлении (утверждении) цен (тарифов, сбытовых надбавок, платы) в сфере электроэнергетики, согласно п. 6 Порядка деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.01.2014 № 14-п, принимается правлением ЛенРТК.
Как следует из пунктов 8, 9 указанного Порядка, заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим.
В п. 22 Порядка деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области указано, что решения, принятые правлением, за исключением решений об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между двумя смежными сетевыми организациями, а также решений об установлении ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту, оформляются в виде приказов ЛенРТК.
В п. 1.6 Положения комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области также указано, что ЛенРТК в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов.
Из приведенных положений нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации следует, что установленный в Ленинградской области порядок принятия решений об установлении (утверждении) цен (тарифов, сбытовых надбавок, платы) в сфере электроэнергетики соответствует как Правилам государственного регулирования, так и Регламенту установления цен (тарифов) и(или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и(или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденному приказом ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э.
Таким образом, ЛенРТК является уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере установления тарифов в сфере электроэнергетики, как на момент издания оспариваемого приказа, так и на момент рассмотрения настоящего дела судом.
30.12.2014 на заседании правления ЛенРТК был рассмотрен вопрос об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2015 год. Правление единогласно приняло решение о размере установленных с 01.01.2015 по 31.12.2015 единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области (л.д. 17-21).
Указанное решение оформлено в виде приказа № 517-п от 30.12.2014, который в тот же день размещен на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Согласно ст. 7 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" датой принятия правового акта отраслевого, территориального, иного органа исполнительной власти Ленинградской области считается день подписания правового акта руководителем соответствующего органа исполнительной власти Ленинградской области.
Как указано в ч. 4 ст. 7 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" правовые акты отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу по истечении 10 дней с даты их официального опубликования, если более поздний срок в них не предусмотрен. Иные правовые акты отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области вступают в силу со дня их подписания руководителем отраслевого, территориального или иного органа исполнительной власти Ленинградской области, если в них не указано иное.
Согласно ст. 8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в сети "Интернет" (www.lenobl.ru).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемый нормативный правовой акт принят ЛенРТК в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что представителями ОАО "Ленэнерго" не оспаривается.
Как следует из материалов дела, 29.04.2014 ОАО "Ленэнерго" представило в ЛенРТК предложения по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по Ленинградской области на 2015-2019 гг. с обосновывающими материалами (л.д. 77-81).
В том числе, с заявлением ОАО "Ленэнерго" был представлен расчет необходимой валовой выручки в 2011-2019 годах, из которого следует, что на 2015 год необходимая валовая выручка рассчитана в размере 10188084 тыс. руб. с учетом отрицательного сглаживания в размере "- 674901 тыс. руб." (л.д. 18).
В связи с подачей ОАО "Ленэнерго" указанного заявления, 13.05.2015 ЛенРТК открыло дело по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ОАО "Ленэнерго" на 2015-2019 годы (л.д. 129-130).
При проведении экспертизы предложений ОАО "Ленэнерго" экспертами ЛенРТК было подготовлено заключение по экономически обоснованному уровню операционных расходов, включаемых в необходимую валовую выручку ОАО "Ленэнерго" по оказанию услуг по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Ленинградской области, на 2015 год (л.д. 22).
Согласно п. 5.7 заключения, в целях сдерживания роста тарифов для конечных потребителей, было определено отрицательное сглаживание на 2015 год в размере - 1797901 тыс. руб. (л.д. 35).
По расчету экспертов ЛенРТК экономически обоснованная величина необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии в 2015 году составит 9012109,0 тыс. руб. (л.д. 35, 87).
С указанным выводом ОАО "Ленэнерго" не согласилось и 29.12.2014 в особом мнение указало, что необходимая валовая выручка ОАО "Ленэнерго" на 2015 год, рассчитанная с учетом ее перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания тарифов, отличается от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета такого перераспределения на 16,5%, что превышает предельную величину 12%. Для приведения в соответствие с действующим законодательством необходимую валовую выручку ОАО "Ленэнерго" необходимо увеличить на 491 млн руб. (л.д. 89).
29.12.2014 председателем ЛенРТК направлено обращение руководителю ФСТ России о согласовании превышения размера необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго", рассчитанной на 2015 год с учетом ее перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания тарифов, от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета такого перераспределения, более чем на 12%. В обращении указано, что при установлении тарифов с учетом 12% размера сглаживания нарушается норма, установленная п. 81 (5) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, по предельной величине перекрестного субсидирования по Ленинградской области.
Из протокола заседания правления ЛенРТК от 30.12.2014 следует, что для расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по Ленинградской области на 2015 год был принят ряд стоимостных показателей, в том числе, необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" в размере 9012108,95 тыс. руб. При этом, размер сглаживания составил "-1797901,00 тыс. руб.", что свидетельствует об отклонении от предложений ОАО "Ленэнерго" по сглаживанию на "-1123000,00 тыс. руб.".
При этом, размер необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго", предложенный ЛенРТК до сглаживания составил 10810009,9 тыс. руб.
Следовательно, необходимая валовая выручка ОАО "Ленэнерго" была перераспределена в размере, более чем на 12%.
Приказом ФСТ России № 242-э от 12.02.2015 ЛенРТК было отказано в согласовании перераспределения необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" более чем на 12% от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета такого перераспределения (л.д. 36).
ОАО "Ленэнерго" приняло меры по обжалованию приказа ЛенРТК № 517-п от 30.12.2014 в досудебном порядке, но приказом ФСТ России от 10.03.2015 № 386-э срок рассмотрения вопроса об отмене указанного приказа был приостановлен.
При этом, в адрес председателя ЛенРТК 13.03.2015 начальником КРУ ФСТ России было направлено обращение о приведении приказа от 30.12.2014 № 517-п в соответствие с законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в котором указано, что единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области приняты с нарушением п. 37 Основ ценообразования (л.д. 37).
Согласно п. 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Исходя из п. 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 13.07.2012 № 88-п установлены долгосрочные параметры регулирования для ОАО "Ленэнерго", в отношении которого применяется метод доходности инвестированного капитала при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области.
Исходя из положений п. 37 Основ ценообразования, в каждом году долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка, рассчитанная с учетом ее перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания тарифов, может отличаться от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета такого перераспределения на весь долгосрочный период регулирования, более чем на 12 процентов по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Согласно п. 33 Основ ценообразования расчет цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется в соответствии с утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации методическими указаниями.
Как указано в п. 39 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденного приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, органы регулирования вправе перераспределять необходимую валовую выручку организации между годами в пределах одного долгосрочного периода. В каждом году долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка, рассчитанная в соответствии с пунктами 8 и 42 настоящих Методических указаний с учетом ее перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания тарифов, может отличаться от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета такого перераспределения на весь долгосрочный период регулирования, более чем на 12 процентов по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Однако, как следует из представленных ЛенРТК суду доказательств, вопрос о перераспределении необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" более чем на 12% ФСТ России согласован не был.
Следовательно, необходимая валовая выручка ОАО "Ленэнерго" на 2015 год, размер которой указан в приложении к приказу ЛенРТК от 30.12.2014 № 517-п, установлена ЛенРТК с нарушением требований пунктов 33, 37, 65 Основ ценообразования и п. 39 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, что свидетельствует о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных ОАО "Ленэнерго" требований.
Доводы ЛенРТК о необходимости перераспределения необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" более чем 12% в связи с необходимостью выполнения требований п. 81 (5) Основ ценообразования судом оцениваются критически.
В п. 81 (5) Основ ценообразования указано, что величина перекрестного субсидирования, учитываемая в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями (далее - величина перекрестного субсидирования в тарифах на передачу электрической энергии), на 2015 год и последующие годы определяется в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации (далее - методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии), как меньшая из следующих величин: предельная величина перекрестного субсидирования согласно приложению № 6 с учетом ее снижения в соответствии с графиком снижения величины перекрестного субсидирования в случае его утверждения Правительством Российской Федерации;
предельная величина перекрестного субсидирования согласно приложению № 6 с учетом ее снижения в соответствии с графиком снижения величины перекрестного субсидирования в случае его утверждения Правительством Российской Федерации;
расчетная величина перекрестного субсидирования в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии.
Приложением № 6 Основ ценообразования для Ленинградской области предельная величина перекрестного субсидирования на 2015 год установлена в размере 4433643,9 тыс. руб.
06.10.2014 Губернатором Ленинградской области направлено обращение Министру энергетики РФ в котором указано на то, что формирование предельных (минимального и(или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для субъекта Российской Федерации - Ленинградской области выявило проблему - превышение предельной величины перекрестного субсидирования. В обращении сформулирована просьба об одобрении возможности принятия предельной величины перекрестного субсидирования, учитываемой в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей по Ленинградской области на 2015 год в размере, превышающем установленную предельную величину (л.д. 131-132).
Из приложения к приказу ЛенРТК от 30.1.2014 № 517-п следует, что в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии была учтена величина перекрестного субсидирования в размере 4577381,87 тыс. руб., что на 143737,97 тыс. руб. меньше предельной величины перекрестного субсидирования по Ленинградской области в 2015 году.
Достоверных расчетов, свидетельствующих о необходимости перераспределения необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" более чем на 12%, в целях недопустимости превышения предельной величины перекрестного субсидирования, ЛенРТК представлено не было. Как не было представлено и доказательств размера величины перекрестного субсидирования при перераспределении необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" на 12%.
Напротив, из пояснений специалиста М.И. следует, что прямая зависимость между размером перекрестного субсидирования и размером сглаживания отсутствует.
Таким образом, доводы ЛенРТК о невозможности при определении необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" обеспечить выполнение как требований п. 37 Основ ценообразования, так и требований п. 81 (5) Основ ценообразования, основаны на предположениях и не свидетельствуют о наличии достаточных оснований для отказа в удовлетворении заявленных ОАО "Ленэнерго" требованиях.
Суд также обращает внимание на то, что единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области для населения и приравненных к нему категорий потребителей установлены в меньшем размере, чем предельные максимальные уровни тарифов, указанные в Приказе ФСТ России от 05.12.2014 № 289-э/3 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2015 год".
Кроме того в соответствие с приказом ФСТ России от 09.12.2014 № 296-э/2 ЛенРТК был вправе установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на уровне выше предельных максимальных уровней, вследствие необходимости реализации значительных инвестиционных программ ОАО "Ленэнерго".
С учетом доводов представителей заявителя о том, что в общем тарифе на электроэнергию стоимость услуг по передаче электрической энергии составляет не более 1/3 суд полагает, что представителями ЛенРТК не доказано, что рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии во втором полугодии 2015 года более чем на 25% для потребителей, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, оказал бы значительное влияние на расходы указанных потребителей по оплате электроэнергии.
С учетом изложенного, представляются неубедительными доводы представителей ЛенРТК о соблюдении при определении итоговой величины необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" принципов государственного регулирования установленных ст. 20 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Тем более, допустимых и достоверных доказательств невозможности достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, при определении необходимой валовой выручки ОАО "Ленэнерго" в соответствии с требованиями п. 37 Основ ценообразования, представителями ЛенРТК представлено не было.
Принимая во внимание, что до вынесения судебного решения оспариваемый в части приказ ЛенРТК применялся, порождая правовые последствия, признание его судом недействующим со дня вступления решения суда в законную силу не противоречит ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, предоставляющей суду право признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части не только со дня его принятия, но и иного указанного судом времени. Указанное согласуется с правовой позицией, содержащейся в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. № 19-П, от 11 апреля 2000 г. № 6-П, от 27 января 2004 г. № 1-П, согласно которой решение суда общей юрисдикции о признании закона субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению. При таких обстоятельствах оснований для признания приказа в оспариваемой части недействующим со дня его принятия не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление открытого акционерного общества "Ленэнерго" о признании недействующим приложения к приказу Комитета по тарифам и ценовой политики Правительства Ленинградской области от 30 декабря 2014 года № 517-п в части указания размера необходимой валовой выручки удовлетворить.
Признать недействующим приказ Комитета по тарифам и ценовой политики Правительства Ленинградской области от 30 декабря 2014 года № 517-п "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2015 год" в части установленной приложением необходимой валовой выручки, без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, для ОАО "Ленэнерго" в размере 9012108,95 тысяч рублей, со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
С.Г.Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2015 года.


------------------------------------------------------------------