Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 23.04.2015 N 003/15-П "По делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений статей 29, 57 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" по жалобе гражданки Мининой Марины Николаевны"



УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Именем Санкт-Петербурга

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. № 003/15-П

ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 29, 57 ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОТ 21 МАЯ 2014 ГОДА № 303-46 "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ СОВЕТОВ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА" ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ
МИНИНОЙ МАРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ

Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.Ф.Гуцан, судей О.В.Герасиной, М.В.Петрова, И.В.Тимофеева, А.В.Шевченко,
с участием заявителя гражданки М.Н.Мининой, представителя заявителя А.Н.Кузбагарова, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П.Тетердинко,
руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пункта "а" статьи 3, статей 30, 63, 78, 79 и 80 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пункта 3 статьи 29, пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба гражданки М.Н.Мининой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга оспариваемые заявителем законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика М.В.Петрова, пояснения заявителя гражданки М.Н.Мининой, выступления представителя заявителя А.Н.Кузбагарова, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П.Тетердинко, выступление приглашенного в заседание Уставного суда Санкт-Петербурга заместителя прокурора Санкт-Петербурга Д.Н.Харченкова, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга

установил:

1. В Уставный суд Санкт-Петербурга поступила жалоба гражданки Мининой Марины Николаевны о соответствии положениям статей 4 (пункты 1 и 2), 60, 68 Устава Санкт-Петербурга отдельных положений пункта 3 статьи 29, пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга № 303-46).
Как следует из положений абзаца второго пункта 3 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46, кандидаты, досрочно выбывшие из избирательной кампании, со дня выбытия утрачивают права и освобождаются от обязанностей, связанных со статусом кандидата. В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 57 указанного Закона Санкт-Петербурга зарегистрированные кандидаты, получившие наибольшее по отношению к другому кандидату (другим кандидатам) число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в соответствии с установленным количеством депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в соответствующем многомандатном избирательном округе, признаются избранными по многомандатному избирательному округу.
По мнению заявителя, отдельные положения пункта 3 статьи 29, пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 по существу ограничивают право жителей Санкт-Петербурга быть избранными на муниципальных выборах, а следовательно, их право на местное самоуправление. Несоответствие Уставу Санкт-Петербурга указанных положений заявитель усматривает в том, что в системе с другими нормами указанного Закона Санкт-Петербурга и законодательства Санкт-Петербурга в целом по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой: предполагают при определении результатов выборов учет результатов голосования избирателей за кандидатов, досрочно выбывших из избирательной кампании ко дню определения результатов выборов; исключают возможность замещения при определении результатов выборов кандидата в депутаты, выбывшего из избирательной кампании в период после дня голосования и до дня определения результатов выборов, следующим по количеству голосов кандидатом в депутаты; предполагают соответствующее сокращение количества замещаемых в избирательном округе депутатских мандатов, в случае выбытия из избирательной кампании до дня определения результатов выборов кандидата в депутаты, занимавшего место среди кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей.
1.1. Как следует из представленных материалов, гражданка М.Н.Минина в качестве зарегистрированного кандидата в депутаты принимала участие в выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 2. По результатам голосования 14 сентября 2014 года по многомандатному избирательному округу № 2 она заняла шестое место по числу набранных голосов избирателей, принявших участие в голосовании. До определения результатов выборов регистрация кандидата, занявшего пятое место по результатам голосования, была отменена решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 8 сентября 2014 года, вступившим в законную силу 22 сентября 2014 года. В соответствии с решением избирательной комиссии муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село от 23 сентября 2014 года № 23-2 "О результатах выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село пятого созыва по избирательному округу № 2" (далее - решение избирательной комиссии) по итогам голосования избранными депутатами были признаны кандидаты, занявшие первые четыре места по числу набранных голосов избирателей. При этом в связи с тем, что регистрация кандидата в депутаты, занявшего пятое место по числу набранных голосов, была отменена, избирательной комиссией принято решение о замещении четырех депутатских мандатов из пяти возможных.
Гражданка М.Н.Минина обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением о признании незаконным решения избирательной комиссии в части неуказания сведений о кандидате М.Н.Мининой и об обязании внести сведения о ней как об избранном депутате Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село пятого созыва по избирательному округу № 2, а также о признании недействительным приложения к решению избирательной комиссии, где в качестве зарегистрированного кандидата указан кандидат, досрочно выбывший из избирательной кампании до определения результатов выборов, занявший пятое место по числу набранных голосов избирателей.
Отказывая гражданке М.Н.Мининой в удовлетворении заявления о защите избирательных прав и о признании незаконным решения избирательной комиссии, Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в решении от 16 октября 2014 года, оставленном без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 декабря 2014 года, исходил из того, что, учитывая положения статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46, избранным депутатом может быть признан только зарегистрированный кандидат на день голосования, который получил наибольшее количество голосов избирателей по числу замещаемых мандатов. Законодательством Российской Федерации механизм замещения выбывшего после дня голосования кандидата в депутаты следующим по количеству голосов кандидатом не предусмотрен. Лицо, не набравшее в день голосования нужного количества голосов избирателей для признания избранным депутатом, не может претендовать на депутатский мандат. При этом суд общей юрисдикции сделал вывод, что избирательная комиссия в соответствии со статьей 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 при вынесении решения о результатах выборов обоснованно не признала избранным депутатом кандидата, занявшего пятое место и получившего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату, но утратившего статус кандидата.
Как следует из указанного решения, тот факт, что гражданка М.Н.Минина заняла шестое место по числу голосов избирателей по результатам голосования, подтверждается соответствующими решениями избирательной комиссии и заявителем не оспаривался.
1.2. В соответствии с положениями статьи 30, пунктов 1 и 2 статьи 63, статьи 79 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга осуществляет по жалобам граждан проверку законов Санкт-Петербурга или их отдельных положений, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде, применявшем закон Санкт-Петербурга, на соответствие Уставу Санкт-Петербурга, если обнаружится неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Санкт-Петербурга закон Санкт-Петербурга или его отдельные положения. При этом Уставный суд Санкт-Петербурга осуществляет проверку оспариваемых положений закона Санкт-Петербурга только в той части, в которой они применялись к гражданину в конкретном деле.
Положения абзаца второго пункта 3 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 регулируют общественные отношения, касающиеся утраты прав и освобождения от обязанностей, связанных со статусом кандидата. Положения абзаца второго пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 регулируют общественные отношения, складывающиеся по поводу определения результатов муниципальных выборов по многомандатным избирательным округам.
Как следует из жалобы и выступления в судебном заседании представителя заявителя, гражданка М.Н.Минина, называя в качестве предмета обращения положения абзаца второго пункта 3 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46, в соответствии с которыми кандидаты, досрочно выбывшие из избирательной кампании, со дня выбытия утрачивают права и освобождаются от обязанностей, связанных со статусом кандидата, вместе с тем не подвергает сомнению их уставность и не преследует цели признать данные нормы не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга и соответственно не подлежащими применению. Фактически положения статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 используются заявителем в качестве обоснования неуставности положений пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46, на основании которых определяются результаты выборов по многомандатным избирательным округам.
Следовательно, жалоба в данной части не отвечает критериям допустимости, предусмотренным положениями статьи 79 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", в соответствии с которыми жалоба граждан в Уставный суд Санкт-Петербурга допустима, если требуется проверка законов Санкт-Петербурга или их отдельных положений на соответствие Уставу Санкт-Петербурга. Таким образом, у Уставного суда Санкт-Петербурга с учетом положений пункта 2 статьи 30, статьи 79 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" отсутствуют основания для проверки отдельных положений абзаца второго пункта 3 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 на соответствие Уставу Санкт-Петербурга.
На основании изложенного, производство по делу в части проверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений абзаца второго пункта 3 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 подлежит прекращению в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 37, подпункта 1 пункта 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга".
Как следует из положений пунктов 1, 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Уставный суд Санкт-Петербурга принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный суд Санкт-Петербурга при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
С учетом изложенного, предметом рассмотрения Уставного суда Санкт-Петербурга по настоящему делу являются положения абзаца второго пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 в той части, в которой они оспариваются заявителем.
1.3. Согласно позиции представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П.Тетердинко, оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга № 303-46 соответствуют Уставу Санкт-Петербурга. Исходя из требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) и Закона Санкт-Петербурга № 303-46, в протокол окружной избирательной комиссии о результатах выборов должны быть внесены данные о числе полученных голосов избирателей в отношении всех зарегистрированных кандидатов, которые были внесены в избирательный бюллетень. Пунктом 1 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктом 1 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 установлено, что на основании протокола об итогах голосования окружная избирательная комиссия принимает решение о результатах выборов. Таким образом, при принятии решения о результатах выборов и определении того, кто из кандидатов получил наибольшее по отношению к другому кандидату (другим кандидатам) число голосов избирателей, избирательная комиссия должна руководствоваться сведениями, которые содержатся в протоколе о результатах выборов, в том числе учитывать сведения о числе голосов избирателей, полученных лицом, которое приняло участие в голосовании в качестве зарегистрированного кандидата, но утратило данный статус к моменту подписания протокола.
Представитель Губернатора Санкт-Петербурга также пояснил, что установление в законе Санкт-Петербурга возможности замены кандидата, который получил необходимое для избрания число голосов избирателей, но досрочно выбыл из избирательной кампании до определения результатов выборов, кандидатом, следующим за ним по числу полученных голосов избирателей, привело бы к противоправному пересмотру воли большинства избирателей, обесценило бы право жителей муниципального образования избирать в органы местного самоуправления и тем самым вошло бы в противоречие с конституционным принципом народовластия. Правовое регулирование, не предусматривающее возможности указанной замены кандидата, является допустимым и не может рассматриваться как нарушающее нормы Устава Санкт-Петербурга, закрепляющие принцип народовластия и право граждан быть избранными в органы местного самоуправления. При этом мандат, незамещенный по результатам выборов, не сокращается. В соответствии с положениями пункта 5 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ в случае наличия незамещенных депутатских мандатов назначаются повторные выборы.
По мнению представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова, оспариваемые заявителем положения соответствуют Уставу Санкт-Петербурга. Для признания избранным депутатом лицо должно не только обладать статусом зарегистрированного кандидата, но набрать наибольшее по отношению к другим кандидатам количество голосов на момент голосования. Установление иного порядка нарушало бы принцип народовластия и не отражало бы подлинной воли избирателей, поскольку их волеизъявление зафиксировано в итогах голосования и не предоставляет заявителю право на замещение мандата. Федеральным законом № 67-ФЗ предусмотрено, что в случае, если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательном округам не все мандаты оказалась замещенными, назначаются повторные выборы.
Из позиции представителя прокуратуры Санкт-Петербурга Д.Н.Харченкова следует, что оспариваемые заявителем положения соответствуют Уставу Санкт-Петербурга. Исходя из требований федерального законодательства и Закона Санкт-Петербурга № 303-46, в протокол избирательной комиссии о результатах выборов должны быть внесены данные о числе полученных голосов избирателей в отношении всех лиц, сведения о которых включены в бюллетень для голосования. Законодательством Российской Федерации установлено, что при принятии решения о результатах выборов и определении кандидата, получившего наибольшее по отношению к другому кандидату число голосов избирателей, избирательная комиссия должна руководствоваться сведениями, которые содержатся в протоколе о результатах выборов, и не предусмотрена возможность исключения из названного протокола данных о числе голосов избирателей, полученных лицом, утратившим статус зарегистрированного кандидата к моменту подписания протокола о результатах выборов. В связи с этим исключена возможность признания избранным депутатом кандидата, следующего по числу полученных голосов избирателей. Также из статьи 58 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 следует, что правомочность муниципального совета обеспечивается при избрании не менее двух третей от его численности, предусмотренной уставом муниципального образования. Следовательно, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов, проводятся дополнительные выборы.
На основании изложенного Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что обнаруживается неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения абзаца второго пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.
2. Положения абзаца второго пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 регулируют общественные отношения, складывающиеся по поводу определения результатов муниципальных выборов по многомандатным избирательным округам.
Конституция Российской Федерации, следуя цели утверждения демократических основ российской государственности, признает носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (преамбула; статья 3, части 1 и 2), и закрепляет право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32, часть 1), в том числе право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Одновременно Конституция Российской Федерации предусматривает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статьи 12 и 130).
Закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, Конституция Российской Федерации непосредственно не определяет порядок и условия его реализации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относится к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "в"), а защита прав и свобод человека и гражданина - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б" части 1). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся также вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (статья 72, пункт "н" части 1 Конституции Российской Федерации). Из этого следует, что правовое регулирование муниципальных выборов, включая гарантии избирательных прав граждан при их проведении в силу статьи 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, осуществляется законодателем на основе конституционного разграничения полномочий в этой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные конституционные положения нашли свое отражение и развитие в Уставе Санкт-Петербурга. Так, Уставом Санкт-Петербурга установлено, что источником власти Санкт-Петербурга являются жители Санкт-Петербурга, которые осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 4, статья 66). Согласно положениям Устава Санкт-Петербурга граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление в Санкт-Петербурге посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге (статья 60); органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге избираются непосредственно населением внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 62); Уставом Санкт-Петербурга закрепляется право жителей Санкт-Петербурга избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Санкт-Петербурга (статья 68).
Положениями статьи 11 Устава Санкт-Петербурга предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга находятся защита прав и свобод человека и гражданина (подпункт 2 пункта 1); установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (подпункт 13 пункта 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга принимаются законы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (пункт 2).
2.1. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены Федеральным законом № 67-ФЗ. Указанный Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, при этом законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом № 67-ФЗ (пункты 2 и 3 статьи 1 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 ноября 2004 года № 17-П, нормативное регулирование порядка определения результатов выборов, признанных состоявшимися, как касающееся защиты прав избирателей, проголосовавших за или против конкретных кандидатов, находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный законодатель не устанавливает в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" правила признания избранным кандидата на выборную должность в орган местного самоуправления, исходя из того, что они не относятся к основным гарантиям избирательных прав, т.е. этот вопрос не является предметом данного Федерального закона и может решаться субъектом Российской Федерации. Такой подход отражает федеральные начала избирательной системы в Российской Федерации и не противоречит конституционному принципу равенства при реализации гражданами своих избирательных прав.
Государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации, в рамках которых устанавливаются, в том числе, и правовые основы проведения муниципальных выборов, закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 23 названного Федерального закона гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов определяются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения, в рамках которых регламентируются, в том числе, условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.
Таким образом, законодатель Санкт-Петербурга в рамках предоставленных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 67-ФЗ и Федеральным законом № 131-ФЗ полномочий вправе установить виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, порядок определения результатов муниципальных выборов, в том числе условия признания кандидатов избранными. При этом осуществляя соответствующее правовое регулирование законодатель Санкт-Петербурга должен обеспечить формирование представительных органов местного самоуправления, наделенных поддержкой населения, то есть имеющих легитимный характер.
2.2. Как следует из материалов дела, избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село, определяя результаты выборов, указала в приложении к решению избирательной комиссии сведения о количестве голосов, поданных за кандидата в депутаты, выбывшего из избирательной кампании в период после дня голосования, но до дня определения результатов выборов.
Федеральным законодательством допускается возможность отмены регистрации кандидата в депутаты в период после дня голосования, но до дня определения результатов выборов.
Правила, в соответствии с которыми подводятся итоги голосования, установлены Федеральным законом № 67-ФЗ. Указанным Федеральным законом определяются основания признания бюллетеней недействительными. По смыслу положений статей 68, 69 указанного Федерального закона подведение итогов голосований направлено на установление того, как в результате состоявшегося волеизъявления голоса избирателей распределились между кандидатами. При этом указанный Федеральный закон не устанавливает случаев, когда бы сведения о голосах, поданных избирателями за того или иного кандидата, не учитывались при подведении итогов голосования и, в частности, не заносились в соответствующие таблицы.
Субъекты Российской Федерации, регулирующие муниципальные выборы, не наделяются полномочием устанавливать собственные правила подведения итогов голосования, отличные от предусмотренных федеральным законодателем.
В соответствии с положениями статьи 6 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга проводятся в соответствии с уставами муниципальных образований на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам или на основе мажоритарной избирательной системы по многомандатным избирательным округам, при которой избранным считается кандидат в депутаты, набравший установленное указанным законом Санкт-Петербурга большинство голосов.
Как следует из положений абзаца второго пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46, избранными признаются зарегистрированные кандидаты, получившие наибольшее по отношению к другому кандидату (другим кандидатам) число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в соответствии с установленным количеством депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в соответствующем многомандатном избирательном округе.
В приведенных положениях законодатель Санкт-Петербурга урегулировал условия признания кандидатов избранными при проведении муниципальных выборов на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по многомандатным избирательным округам.
Мажоритарная избирательная система относительного большинства как вид избирательной системы предполагает, что легитимация органа публичной власти обеспечивается голосами избирателей, поданными за тех кандидатов, которые по результатам выборов получили наибольшее по отношению к другому кандидату (другим кандидатам) число голосов избирателей в соответствии с количеством замещаемых депутатских мандатов. То есть, путем отражения в результатах выборов объективного уровня поддержки кандидата избирателями в сравнении с соответствующей поддержкой, оказанной другими кандидатами.
Таким образом, по своему уставному смыслу в системе действующего правового регулирования положения абзаца второго пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 направлены на легитимацию представительных органов муниципальной публичной власти в Санкт-Петербурге, которая обеспечивается голосами избирателей, поданными за кандидатов, получивших по результатам выборов наибольшее по отношению к другому кандидату (другим кандидатам) число голосов избирателей, а значит и наибольший уровень поддержки.
По мнению заявителя, из оспариваемых положений абзаца второго пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 следует, что возможна передача места кандидата, досрочно выбывшего из избирательной кампании в период после дня голосования, но до дня определения результатов выборов, получившего наибольшее по отношению к другому кандидату (другим кандидатам) число голосов избирателей, следующему по числу полученных голосов кандидату.
Вместе с тем, Уставом Санкт-Петербурга и действующим законодательством, устанавливающим порядок определения результатов выборов, не установлены правила о возможности передачи места кандидата, досрочно выбывшего из избирательной кампании в период после дня голосования, но до дня определения результатов выборов, следующему по числу голосов избирателей кандидату, в том числе не установлены условия, связывающие возможность соответствующей передачи с конкретными результатами волеизъявления избирателей.
Невозможность передачи места кандидата, досрочно выбывшего из избирательной кампании в период после дня голосования, но до дня определения результатов выборов, следующему по числу полученных голосов кандидату означает, что в существующем правовом регулировании создаются условия для замещения депутатских мандатов исходя из всех юридически значимых обстоятельств, явившихся следствием прямого волеизъявления избирателей и отражения действительной воли избирателей, зафиксированной в результате соответствующих выборов уполномоченным органом в точном соответствии с состоявшимся волеизъявлением.
Такой подход согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, указавшего, в частности, что правовое регулирование избирательных прав должно обеспечивать адекватное выражение и наиболее полный учет воли населения муниципального образования, а избиратель в силу принципа прямого избирательного права вправе рассчитывать на то, что его голос в поддержку того или иного кандидата (списка кандидатов) будет учтен и зафиксирован уполномоченным органом в точном соответствии с состоявшимся актом волеизъявления (постановления от 19 декабря 2013 года № 28-П, от 22 апреля 2013 года № 8-П, Определение от 4 февраля 2014 года № 218-О).
В этой связи оспариваемые заявителем положения абзаца второго пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 не могут рассматриваться как нарушающие гарантируемое Уставом Санкт-Петербурга (статья 68) право жителей Санкт-Петербурга быть избранными в органы местного самоуправления, поскольку по своему уставно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования направлены на обеспечение легитимности формируемых органов муниципальной публичной власти в Санкт-Петербурге.
3. По мнению заявителя, оспариваемые положения пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 противоречат Уставу Санкт-Петербурга, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, предполагают сокращение количества замещаемых в избирательном округе мандатов в случае выбытия из избирательной кампании в период после дня голосования, но до дня определения результатов выборов кандидата в депутаты, занимавшего место среди кандидатов, получивших наибольшее по отношению к другому кандидату (другим кандидатам) число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в соответствии с установленным количеством депутатских мандатов.
Федеральный закон № 131-ФЗ (статья 35, часть 7) предоставляет местному сообществу возможность самостоятельно определить в уставе муниципального образования число депутатов представительного органа муниципального образования. При этом полномочиями в сфере правового регулирования муниципальных выборов указанный Федеральный закон (статья 23, часть 3) наделяет и законодателя субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в силу положений статей 11 (подпункты 2, 13 пункта 1), 60, 62 (пункт 1) и 68 Устава Санкт-Петербурга, на законодателя Санкт-Петербурга возлагается обязанность создавать условия для замещения мандатов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Положениями части 1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. В то же время ни действующее федеральное законодательство, ни Устав Санкт-Петербурга не рассматривают наполняемость состава представительного органа муниципального образования на уровне не ниже определенной уставом муниципального образования численности как императивное требование.
Следовательно, само по себе незамещение мандата по результатам соответствующих выборов не лишает указанный орган муниципального образования его легитимного, представительного характера.
Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой, граждане, не голосовавшие вообще или голосовавшие, но не за тех кандидатов, которые были избраны, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в соответствующем выборном органе (Постановление от 17 ноября 1998 года № 26-П, Определение от 3 июля 2014 года № 1565-О).
В этой связи депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, избранные по многомандатному избирательному округу, являются представителями, в том числе и тех избирателей, которые проголосовали на соответствующих выборах за кандидата, выбывшего из избирательной кампании после дня голосования, но до дня определения результатов выборов, поэтому обязаны действовать в равной мере исходя из интересов указанных избирателей.
С учетом изложенного, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что положения абзаца второго пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46, в соответствии с которыми зарегистрированные кандидаты, получившие наибольшее по отношению к другому кандидату (другим кандидатам) число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в соответствии с установленным количеством депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в соответствующем многомандатном избирательном округе, признаются избранными по многомандатному избирательному округу, соответствуют Уставу Санкт-Петербурга.
Руководствуясь положениями статьи 5, статьи 6, подпункта 1 пункта 1 статьи 37, подпункта 1 пункта 1 статьи 58, пункта 1 статьи 61, статей 62, 63, 64, 67, 68 и 75 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга

постановил:

1. Признать положения пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", в соответствии с которыми зарегистрированные кандидаты, получившие наибольшее по отношению к другому кандидату (другим кандидатам) число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в соответствии с установленным количеством депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в соответствующем многомандатном избирательном округе, признаются избранными по многомандатному избирательному округу, соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.
2. Прекратить производство по делу в части, касающейся проверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений абзаца второго пункта 3 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
3. Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его провозглашения.
4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Санкт-Петербургские ведомости" в течение 14 дней после его провозглашения.

Председатель
Уставного суда Санкт-Петербурга
Н.Ф.Гуцан

Судьи
Уставного суда Санкт-Петербурга
О.В.Герасина
М.В.Петров
И.В.Тимофеев
А.В.Шевченко





ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЕЙ УСТАВНОГО СУДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Н.Ф.ГУЦАН И А.В.ШЕВЧЕНКО ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ УСТАВНОГО СУДА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 23 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА № 003/15-П ПО ДЕЛУ
О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
СТАТЕЙ 29, 57 ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 21 МАЯ 2014 ГОДА
№ 303-46 "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СОВЕТОВ
ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ МИНИНОЙ МАРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ

Руководствуясь пунктом 1 статьи 65 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", излагаем свое особое мнение.
1. Полагаем, что оспариваемые по настоящему делу положения пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга № 303-46), определяющие во взаимосвязи с положениями статьи 6 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 вид избирательной системы, в том числе условия признания кандидата избранным, приняты законодателем Санкт-Петербурга в пределах его полномочий и в этом смысле соответствуют Уставу Санкт-Петербурга.
Вместе с тем заявитель оспаривал соответствие Уставу Санкт-Петербурга указанных положений, в том числе в связи с тем, что по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они предполагают при определении результатов выборов учет результатов голосования избирателей за кандидатов, досрочно выбывших из избирательной кампании ко дню определения результатов выборов.
По нашему мнению, Уставному суду Санкт-Петербурга следовало сделать вывод о том, что существо данного вопроса лежит за рамками нормативного содержания положений пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46. Таким образом, указанный вопрос не мог быть разрешен в рамках проверки данных положений на соответствие Уставу Санкт-Петербурга.
Оспаривая уставность положений пункта 2 статьи 57 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 в указанном аспекте, заявитель фактически ставил вопрос о недействительности голосов избирателей, поданных за кандидата, выбывшего из избирательной кампании в период после дня голосования и до дня определения результатов выборов. Между тем оспариваемые положения, как уже отмечалось, определяют вид избирательной системы, в том числе условия признания кандидата избранным в многомандатном избирательном округе. Вопрос о недействительности голосов избирателей (избирательных бюллетеней) должен решаться при подведении итогов голосования, что регулируется иными нормами Закона Санкт-Петербурга № 303-46, которые заявителем по настоящему делу не оспаривались.
Более того, порядок определения итогов голосования урегулирован Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ). Субъекты Российской Федерации, регулирующие муниципальные выборы, не наделяются полномочием устанавливать собственные правила подведения итогов голосования, отличные от предусмотренных федеральным законодателем. Буквальное прочтение Федерального закона № 67-ФЗ позволяет прийти к выводу, что им не устанавливаются правила учета результатов голосования избирателей за кандидатов, досрочно выбывших из избирательной кампании ко дню определения результатов выборов.
Таким образом, разрешение вопроса, поставленного заявителем, требовало истолкования федерального закона, что не входит в компетенцию Уставного суда Санкт-Петербурга.
Считаем необходимым также отметить, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России) в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения Федерального закона № 67-ФЗ, обязательные для исполнения (пункт 13 статьи 21 Федерального закона № 67-ФЗ). Применительно к проведению выборов Президента Российской Федерации, ЦИК России установлено, что бюллетени, содержащие отметку о голосовании за кандидата, выбывшего после проведения досрочного голосования, признаются недействительными. Число голосов, поданных за такого кандидата, не заносится в протокол и сводную таблицу об итогах голосования (пункты 2.13, 3.4 Инструкции, утвержденной Постановлением ЦИК России от 17 августа 2011 года № 26/255-6). Такой же порядок был предусмотрен для досрочного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период, когда на данных выборах применялась мажоритарная избирательная система (пункты 2.13, 3.4 Инструкции, утвержденной Постановлением ЦИК России от 8 ноября 1999 года № 39/497-3).
2. Оспариваемые положения пункта 3 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 повторяют нормативное содержание пункта 5 статьи 41 Федерального закона № 67-ФЗ и не обладают собственным, отличным от федерального, нормативным содержанием.
Учитывая изложенное полагаем, что производство по делу в части проверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений статьи 29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 подлежало прекращению в связи с тем, что его осуществление означало бы по существу проверку соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений федерального закона, что не входит в компетенцию Уставного суда Санкт-Петербурга.

Судья
Уставного суда Санкт-Петербурга
Н.Ф.Гуцан

Судья
Уставного суда Санкт-Петербурга
А.В.Шевченко


------------------------------------------------------------------