Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 15.04.2015 N 111-р "Об утверждении Регламента Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга по осуществлению внутреннего финансового аудита"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. № 111-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В соответствии с пунктом 4 статьи 157 и пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации пункта 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 № 1180 "О порядке осуществления внутреннего финансового аудита главными распорядителями бюджетных средств Санкт-Петербурга, главными администраторами доходов бюджета Санкт-Петербурга, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга":
1. Утвердить Регламент Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга по осуществлению внутреннего финансового аудита.
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Буйневича Д.В.
Председатель Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
А.Н.Ржаненков
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
от 15.04.2015 № 111-р
РЕГЛАМЕНТ
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
I. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет) как главным распорядителем бюджетных средств внутреннего финансового аудита, в целях исполнения бюджетных полномочий (далее - Регламент).
1.2. Внутренний финансовый аудит основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.
1.3. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершаемых (совершенных) Комитетом и подведомственными Комитету государственными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств (далее - объекты аудита), а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
1.4. Задачами внутреннего финансового аудита являются:
1.4.1. Анализ и оценка осуществления внутреннего финансового контроля за исполнением объектами аудита законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов Санкт-Петербурга, регламентирующих порядок финансовых и хозяйственных операций, в том числе бюджетного законодательства Российской Федерации, и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов Комитета и иных документов, устанавливающих внутренние стандарты и процедуры в социальной сфере, подготовка рекомендаций по повышению качества внутреннего финансового контроля.
1.4.2. Анализ и оценка достоверности документов, в том числе бюджетной отчетности, и соответствия порядка их формирования нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
1.4.3. Анализ и оценка эффективности и надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектами аудита.
1.4.4. Оценка эффективности (экономности и результативности), а также целевого характера использования финансовых и нефинансовых ресурсов, целесообразности и правомерности осуществляемых объектами аудита внутренних бюджетных процедур.
1.4.5. Выявление и устранение (пресечение) нарушений, а также неправомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление Комитетом бюджетных полномочий и(или) эффективность использования бюджетных средств, а также причин и условий таких нарушений.
1.5. Внутренний финансовый аудит осуществляется аудиторской комиссией (далее - аудиторская комиссия).
1.5.1. Аудиторская комиссия создается на основании распоряжения Комитета сроком на один год в составе не менее трех человек. В состав аудиторской комиссии включаются уполномоченные должностные лица Комитета и работники специализированной организации, привлеченные на безвозмездной основе на основании соглашения между Комитетом и специализированной организацией. Руководителем аудиторской комиссии является должностное лицо Комитета. Уполномоченное должностное лицо Комитета при проведении финансового аудита в составе аудиторской комиссии не может осуществлять действия по изучению и оценке проведенных им операций, совершенных в рамках должностного регламента.
II. Порядок планирования внутреннего финансового аудита
2. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения аудиторских мероприятий - плановых и внеплановых проверок.
2.1. Плановые проверки осуществляются на основании Плана аудиторских проверок (далее - План), утверждаемого распоряжением Комитета ежегодно до 31 января на соответствующий год.
План оформляется в виде таблицы, в которой указывается:
полное наименование объектов аудита, в отношении которых планируется проведение аудиторских проверок;
тема аудиторской проверки;
сроки проведения аудиторских проверок (месяц начала проверки) в хронологическом порядке.
2.2. Изменения в План могут вноситься в случаях:
необходимости изменения сроков проведения аудиторских проверок, включенных в План;
реорганизации или ликвидации объектов аудита;
выявления в ходе подготовки или проведения аудиторской проверки существенных обстоятельств, требующих изменения темы, проверяемых внутренних бюджетных процедур;
в иных случаях по инициативе руководителя Комитета, а также должностного лица, ответственного за организацию и проведение аудиторской проверки.
2.3. Внеплановые аудиторские проверки осуществляются на основании распоряжения Комитета по решению (поручению) руководителя Комитета.
2.4. Аудиторские мероприятия подразделяются:
2.4.1. По месту проведения:
на камеральные, которые проводятся по месту нахождения Комитета на основании представленных объектами аудита информации и материалов;
на выездные, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
на комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения Комитета, так и по месту нахождения объектов аудита.
2.4.2. По полноте охвата вопросов:
на сплошные;
на выборочные.
Сплошной способ заключается в проведении проверки в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций объекта аудита, относящихся к одному из вопросов программы аудиторской проверки, являющейся приложением к распоряжению о назначении проверки (далее - программа проверки). В отношении операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетных операций по лицевым и расчетным счетам проверка проводится сплошным способом за определенный период (как правило, за квартал).
Выборочный способ заключается в проведении проверки в отношении части финансовых и хозяйственных операций объекта аудита, относящихся к одному из вопросов программы проверки.
Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения аудиторской проверки, объеме выборки и ее составе принимает руководитель аудиторской группы исходя из содержания вопроса программы проверки, объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации, срока проверки и иных обстоятельств.
III. Порядок организации аудиторских проверок
3. При проведении аудиторских мероприятий члены аудиторской комиссии имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.
3.1. При проведении аудиторских мероприятий члены аудиторской комиссии обязаны:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программой проверки;
знакомить руководителя или уполномоченного должностного лица объекта аудита с программой проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);
члены аудиторской комиссии при проведении аудиторской проверки несут ответственность за качество проводимых проверок, достоверность информации и объективность выводов, содержащихся в актах, их соответствие законодательству и иным правовым актам, наличие и правильность выполненных расчетов, подтверждающих суммы выявленных нарушений, обоснованность аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
3.2. Руководитель и(или) уполномоченное должностное лицо объекта аудита при проведении аудиторских мероприятий имеют право:
присутствовать при проведении аудиторской проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
обжаловать действия (бездействие) членов аудиторской комиссии в судебном порядке.
3.3. Должностные лица и работники объектов аудита при проведении аудиторских мероприятий обязаны:
своевременно и в полном объеме представлять информацию, документы и материалы, необходимые для проведения аудиторской проверки;
давать устные и письменные объяснения членам аудиторской комиссии;
оказывать необходимое организационное и техническое содействие должностным лицам, входящим в состав аудиторской группы, привлекаемым специалистам и экспертам, в том числе обеспечивать их необходимыми отдельными помещениями для работы, оргтехникой, средствами связи (за исключением мобильной связи);
обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц, входящих в состав аудиторской комиссии, к помещениям и территориям, предъявлять поставленные товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг;
выполнять иные законные требования должностных лиц, входящих в состав аудиторской комиссии, а также не препятствовать законной деятельности указанных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей;
своевременно и в полном объеме исполнять решения руководителя Комитета, принятые по результатам рассмотрения акта аудиторской проверки;
обеспечивать допуск специалистов и экспертов, привлекаемых в рамках мероприятий по контролю, в помещения, на территории, а также к объектам (предметам) исследований, экспертиз;
нести иные обязанности в рамках мероприятия по контролю, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3.4. До начала проведения аудиторской проверки руководитель аудиторской комиссии осуществляет подготовку следующих документов:
3.4.1. Распоряжения о назначении аудиторской проверки, которое должно содержать следующие сведения:
наименование, юридический адрес объекта аудита, в отношении которого принято решение о проведении проверки;
тему аудиторской проверки (проверяемые внутренние бюджетные процедуры);
форму аудиторской проверки (выездная, камеральная или комбинированная);
проверяемый период (за исключением внеплановых аудиторских проверок, если на момент оформления распоряжения определить его не представляется возможным);
состав аудиторской комиссии с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), наименования должности руководителя и каждого члена аудиторской комиссии;
программу проверки.
3.4.2. Программа проверки должна содержать следующие сведения:
вид аудиторской проверки по полноте охвата вопросов (сплошная или выборочная);
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
3.5. Проведение аудиторского мероприятия предусматривает следующие действия, направленные на получение и сбор доказательств, в том числе:
направление запросов объекту аудита и получение информации и документов (при проведении камеральных и комбинированных проверок);
получение объяснений должностных лиц и работников объекта аудита;
назначение и проведение исследований и экспертиз;
контрольный осмотр поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
осмотр помещений объекта аудита;
проведение аналитических процедур, пересчета, инспектирования, наблюдения, контрольных обмеров, инвентаризации активов и обязательств;
другие действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3.5.1. Запрос о представлении документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторских проверок, в том числе информации об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов и сведений, а также срок их представления.
Документы и информация, необходимые для проведения проверки, представляются в подлиннике или представляются их копии, заверенные объектом аудита в установленном порядке.
3.5.2. Запрос о представлении документов и информации вручается уполномоченным должностным лицам объекта аудита. Срок представления документов и информации устанавливается в запросе.
3.5.3. В случае необходимости получения дополнительных документов и информации в ходе проведения аудиторской проверки руководитель аудиторской комиссии в соответствии с программой проверки вправе направить в адрес объекта аудита дополнительные запросы о предоставлении требуемых информации и документов.
IV. Порядок проведения аудиторских проверок
4.1. Срок проведения аудиторской проверки должен составлять не более 20 рабочих дней.
4.2. По решению руководителя Комитета срок проведения аудиторской проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской комиссии в связи с большим объемом исследуемых документов и информации, необходимостью проведения длительных аналитических процедур.
В случае препятствования объектом аудита проведению проверки, а также несоблюдения должностными лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований о предоставлении запрашиваемых документов и информации срок проведения может быть продлен на срок до 3 месяцев.
4.3. Аудиторская проверка может быть приостановлена руководителем Комитета на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской комиссии в связи с:
4.3.1. Отсутствием или неудовлетворительным состоянием бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита, необходимостью восстановления им документов, требуемых для проведения проверки, а также приведения в надлежащее состояние документов учета и отчетности.
4.3.2. Необходимостью ожидания исполнения запросов, направленных в уполномоченные государственные органы.
4.3.3. Наличием иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки по причинам, не зависящим от аудиторской комиссии.
На время приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
4.4. В срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении аудиторской проверки руководитель аудиторской комиссии письменно извещает объект аудита о приостановлении проверки и о причинах приостановления.
4.5. После устранения причин, послуживших основанием для приостановки проверки, объект аудита обязан в течение трех рабочих дней известить об этом руководителя аудиторской комиссии.
В течение трех рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления аудиторской проверки руководитель аудиторской комиссии направляет служебную записку руководителю Комитета, который принимает решение о возобновлении проведения проверки.
4.6. В случаях, указанных в пунктах 4.2, 4.3, абзаце втором пункта 4.5 настоящего Регламента, виза руководителя Комитета на мотивированном обращении (служебной записке) руководителя аудиторской проверки должна содержать слова: "продлить срок проверки на ___ дней"; "приостановить проверку до ___"; "возобновить проведение проверки с ___" соответственно.
4.7. По результатам проведения аудиторской проверки составляется отчет проверки, который подписывается всеми членами аудиторской комиссии, проводившей проверку не позднее последнего дня срока проведения аудиторской проверки.
4.8. При составлении отчета проверки учитываются все обстоятельства, установленные аудиторской комиссией в период проведения проверки.
4.9. Отчет проверки должен состоять из вводной, описательной и заключительной частей.
4.9.1. Вводная часть отчета аудиторской проверки должна содержать:
номер, дату и место составления отчета;
наименование, юридический адрес объекта аудита;
дату, номер распоряжения о назначении аудиторской проверки;
тему аудиторской проверки;
вид проверки (плановая, внеплановая);
форму проверки (выездная, камеральная или комбинированная);
способ проверки (сплошная или выборочная);
проверяемый период;
дату начала и окончания проверки;
информацию о продлении (приостановлении, возобновлении) проверки (при наличии);
фамилии, имени, отчества (при наличии), наименования должности руководителя и каждого члена аудиторской комиссии, привлеченных независимых консультантов и экспертов;
краткую информацию об объекте аудита.
4.9.2. В описательной части отчета проверки должны быть указаны:
обстоятельства, установленные при проведении аудиторской проверки и на которых основываются выводы по каждому вопросу программы проверки;
нормы законодательства, которыми руководствовалась аудиторская комиссия при оформлении отчета;
сведения о нарушении требований бюджетного законодательства, внутренних стандартов и процедур, оценка этих нарушений и сопоставление с нормами административного законодательства, которым предусмотрена административная ответственность (при наличии).
При отсутствии нарушений по проверенным вопросам в отчете должна быть сделана запись: "Проверкой или выборочной проверкой (указываются: наименование проверенных вопросов, срок проверки, названия проверенных первичных документов, объем их выборки, проверенная сумма расходов и(или) доходов) нарушений требований действующего законодательства (или нормативных правовых актов) не выявлено".
В конце описательной части отчета проверки отражается информация о принятых или не принятых объектом аудита мерах по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущей и данной проверки (при наличии таковых).
4.9.3. Заключительная часть отчета проверки должна содержать:
обобщенную информацию о выявленных нарушениях и(или) недостатках при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
сведения о причинах и условиях рисков возникновения нарушений и(или) недостатков при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
оценку эффективности и надежности внутреннего финансового контроля у объекта аудита;
аудиторские выводы, предложения и рекомендации.
4.10. Отчет вручается уполномоченному должностному лицу объекта аудита в течение 3 рабочих дней с даты подписания. Объект аудита вправе представить письменные возражения на отчет проверки в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта аудита прилагаются к материалам проверки.
Внесение в подписанный отчет аудиторской проверки каких-либо изменений на основании представленных объектом аудита письменных возражений и дополнительно представленных материалов не допускается.
4.11. Письменные возражения объекта аудита рассматриваются аудиторской комиссией в срок не более 5 рабочих дней с даты их поступления.
По результатам рассмотрения письменных возражений объекта аудита аудиторская комиссия готовит заключение, которое вручается уполномоченному должностному лицу объекта аудита в течение 3 рабочих дней с даты подписания.
4.12. Отчет аудиторской проверки (вместе с письменными возражениями объекта аудита и заключением по результатам их рассмотрения (при их наличии) направляется руководителю Комитета.
4.13. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель Комитета в срок не более 15 рабочих дней принимает одно или несколько из решений:
4.13.1. О необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
4.13.2. О недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
4.13.3. О применении материальной и(или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок.
4.14. Указанный отчет не позднее 15 рабочих дней со дня направления его руководителю Комитета направляется в Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга.
4.15. В случае выявления в рамках внутреннего финансового аудита фактов, содержащих признаки административного правонарушения и(или) преступления, информация о них с приложением подтверждающих документов в течение одного рабочего дня направляется в Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, а также уполномоченным органам государственной власти.
4.16. Отчет аудиторской проверки и рабочая документация должны храниться не менее 5 лет со дня окончания проверки.
------------------------------------------------------------------
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. № 111-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В соответствии с пунктом 4 статьи 157 и пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации пункта 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 № 1180 "О порядке осуществления внутреннего финансового аудита главными распорядителями бюджетных средств Санкт-Петербурга, главными администраторами доходов бюджета Санкт-Петербурга, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга":
1. Утвердить Регламент Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга по осуществлению внутреннего финансового аудита.
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Буйневича Д.В.
Председатель Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
А.Н.Ржаненков
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
от 15.04.2015 № 111-р
РЕГЛАМЕНТ
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
I. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет) как главным распорядителем бюджетных средств внутреннего финансового аудита, в целях исполнения бюджетных полномочий (далее - Регламент).
1.2. Внутренний финансовый аудит основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.
1.3. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершаемых (совершенных) Комитетом и подведомственными Комитету государственными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств (далее - объекты аудита), а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
1.4. Задачами внутреннего финансового аудита являются:
1.4.1. Анализ и оценка осуществления внутреннего финансового контроля за исполнением объектами аудита законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов Санкт-Петербурга, регламентирующих порядок финансовых и хозяйственных операций, в том числе бюджетного законодательства Российской Федерации, и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов Комитета и иных документов, устанавливающих внутренние стандарты и процедуры в социальной сфере, подготовка рекомендаций по повышению качества внутреннего финансового контроля.
1.4.2. Анализ и оценка достоверности документов, в том числе бюджетной отчетности, и соответствия порядка их формирования нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
1.4.3. Анализ и оценка эффективности и надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектами аудита.
1.4.4. Оценка эффективности (экономности и результативности), а также целевого характера использования финансовых и нефинансовых ресурсов, целесообразности и правомерности осуществляемых объектами аудита внутренних бюджетных процедур.
1.4.5. Выявление и устранение (пресечение) нарушений, а также неправомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление Комитетом бюджетных полномочий и(или) эффективность использования бюджетных средств, а также причин и условий таких нарушений.
1.5. Внутренний финансовый аудит осуществляется аудиторской комиссией (далее - аудиторская комиссия).
1.5.1. Аудиторская комиссия создается на основании распоряжения Комитета сроком на один год в составе не менее трех человек. В состав аудиторской комиссии включаются уполномоченные должностные лица Комитета и работники специализированной организации, привлеченные на безвозмездной основе на основании соглашения между Комитетом и специализированной организацией. Руководителем аудиторской комиссии является должностное лицо Комитета. Уполномоченное должностное лицо Комитета при проведении финансового аудита в составе аудиторской комиссии не может осуществлять действия по изучению и оценке проведенных им операций, совершенных в рамках должностного регламента.
II. Порядок планирования внутреннего финансового аудита
2. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения аудиторских мероприятий - плановых и внеплановых проверок.
2.1. Плановые проверки осуществляются на основании Плана аудиторских проверок (далее - План), утверждаемого распоряжением Комитета ежегодно до 31 января на соответствующий год.
План оформляется в виде таблицы, в которой указывается:
полное наименование объектов аудита, в отношении которых планируется проведение аудиторских проверок;
тема аудиторской проверки;
сроки проведения аудиторских проверок (месяц начала проверки) в хронологическом порядке.
2.2. Изменения в План могут вноситься в случаях:
необходимости изменения сроков проведения аудиторских проверок, включенных в План;
реорганизации или ликвидации объектов аудита;
выявления в ходе подготовки или проведения аудиторской проверки существенных обстоятельств, требующих изменения темы, проверяемых внутренних бюджетных процедур;
в иных случаях по инициативе руководителя Комитета, а также должностного лица, ответственного за организацию и проведение аудиторской проверки.
2.3. Внеплановые аудиторские проверки осуществляются на основании распоряжения Комитета по решению (поручению) руководителя Комитета.
2.4. Аудиторские мероприятия подразделяются:
2.4.1. По месту проведения:
на камеральные, которые проводятся по месту нахождения Комитета на основании представленных объектами аудита информации и материалов;
на выездные, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
на комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения Комитета, так и по месту нахождения объектов аудита.
2.4.2. По полноте охвата вопросов:
на сплошные;
на выборочные.
Сплошной способ заключается в проведении проверки в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций объекта аудита, относящихся к одному из вопросов программы аудиторской проверки, являющейся приложением к распоряжению о назначении проверки (далее - программа проверки). В отношении операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетных операций по лицевым и расчетным счетам проверка проводится сплошным способом за определенный период (как правило, за квартал).
Выборочный способ заключается в проведении проверки в отношении части финансовых и хозяйственных операций объекта аудита, относящихся к одному из вопросов программы проверки.
Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения аудиторской проверки, объеме выборки и ее составе принимает руководитель аудиторской группы исходя из содержания вопроса программы проверки, объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации, срока проверки и иных обстоятельств.
III. Порядок организации аудиторских проверок
3. При проведении аудиторских мероприятий члены аудиторской комиссии имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.
3.1. При проведении аудиторских мероприятий члены аудиторской комиссии обязаны:
соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программой проверки;
знакомить руководителя или уполномоченного должностного лица объекта аудита с программой проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);
члены аудиторской комиссии при проведении аудиторской проверки несут ответственность за качество проводимых проверок, достоверность информации и объективность выводов, содержащихся в актах, их соответствие законодательству и иным правовым актам, наличие и правильность выполненных расчетов, подтверждающих суммы выявленных нарушений, обоснованность аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
3.2. Руководитель и(или) уполномоченное должностное лицо объекта аудита при проведении аудиторских мероприятий имеют право:
присутствовать при проведении аудиторской проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
обжаловать действия (бездействие) членов аудиторской комиссии в судебном порядке.
3.3. Должностные лица и работники объектов аудита при проведении аудиторских мероприятий обязаны:
своевременно и в полном объеме представлять информацию, документы и материалы, необходимые для проведения аудиторской проверки;
давать устные и письменные объяснения членам аудиторской комиссии;
оказывать необходимое организационное и техническое содействие должностным лицам, входящим в состав аудиторской группы, привлекаемым специалистам и экспертам, в том числе обеспечивать их необходимыми отдельными помещениями для работы, оргтехникой, средствами связи (за исключением мобильной связи);
обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц, входящих в состав аудиторской комиссии, к помещениям и территориям, предъявлять поставленные товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг;
выполнять иные законные требования должностных лиц, входящих в состав аудиторской комиссии, а также не препятствовать законной деятельности указанных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей;
своевременно и в полном объеме исполнять решения руководителя Комитета, принятые по результатам рассмотрения акта аудиторской проверки;
обеспечивать допуск специалистов и экспертов, привлекаемых в рамках мероприятий по контролю, в помещения, на территории, а также к объектам (предметам) исследований, экспертиз;
нести иные обязанности в рамках мероприятия по контролю, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3.4. До начала проведения аудиторской проверки руководитель аудиторской комиссии осуществляет подготовку следующих документов:
3.4.1. Распоряжения о назначении аудиторской проверки, которое должно содержать следующие сведения:
наименование, юридический адрес объекта аудита, в отношении которого принято решение о проведении проверки;
тему аудиторской проверки (проверяемые внутренние бюджетные процедуры);
форму аудиторской проверки (выездная, камеральная или комбинированная);
проверяемый период (за исключением внеплановых аудиторских проверок, если на момент оформления распоряжения определить его не представляется возможным);
состав аудиторской комиссии с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), наименования должности руководителя и каждого члена аудиторской комиссии;
программу проверки.
3.4.2. Программа проверки должна содержать следующие сведения:
вид аудиторской проверки по полноте охвата вопросов (сплошная или выборочная);
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
3.5. Проведение аудиторского мероприятия предусматривает следующие действия, направленные на получение и сбор доказательств, в том числе:
направление запросов объекту аудита и получение информации и документов (при проведении камеральных и комбинированных проверок);
получение объяснений должностных лиц и работников объекта аудита;
назначение и проведение исследований и экспертиз;
контрольный осмотр поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
осмотр помещений объекта аудита;
проведение аналитических процедур, пересчета, инспектирования, наблюдения, контрольных обмеров, инвентаризации активов и обязательств;
другие действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3.5.1. Запрос о представлении документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторских проверок, в том числе информации об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов и сведений, а также срок их представления.
Документы и информация, необходимые для проведения проверки, представляются в подлиннике или представляются их копии, заверенные объектом аудита в установленном порядке.
3.5.2. Запрос о представлении документов и информации вручается уполномоченным должностным лицам объекта аудита. Срок представления документов и информации устанавливается в запросе.
3.5.3. В случае необходимости получения дополнительных документов и информации в ходе проведения аудиторской проверки руководитель аудиторской комиссии в соответствии с программой проверки вправе направить в адрес объекта аудита дополнительные запросы о предоставлении требуемых информации и документов.
IV. Порядок проведения аудиторских проверок
4.1. Срок проведения аудиторской проверки должен составлять не более 20 рабочих дней.
4.2. По решению руководителя Комитета срок проведения аудиторской проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской комиссии в связи с большим объемом исследуемых документов и информации, необходимостью проведения длительных аналитических процедур.
В случае препятствования объектом аудита проведению проверки, а также несоблюдения должностными лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований о предоставлении запрашиваемых документов и информации срок проведения может быть продлен на срок до 3 месяцев.
4.3. Аудиторская проверка может быть приостановлена руководителем Комитета на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской комиссии в связи с:
4.3.1. Отсутствием или неудовлетворительным состоянием бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита, необходимостью восстановления им документов, требуемых для проведения проверки, а также приведения в надлежащее состояние документов учета и отчетности.
4.3.2. Необходимостью ожидания исполнения запросов, направленных в уполномоченные государственные органы.
4.3.3. Наличием иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки по причинам, не зависящим от аудиторской комиссии.
На время приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
4.4. В срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении аудиторской проверки руководитель аудиторской комиссии письменно извещает объект аудита о приостановлении проверки и о причинах приостановления.
4.5. После устранения причин, послуживших основанием для приостановки проверки, объект аудита обязан в течение трех рабочих дней известить об этом руководителя аудиторской комиссии.
В течение трех рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления аудиторской проверки руководитель аудиторской комиссии направляет служебную записку руководителю Комитета, который принимает решение о возобновлении проведения проверки.
4.6. В случаях, указанных в пунктах 4.2, 4.3, абзаце втором пункта 4.5 настоящего Регламента, виза руководителя Комитета на мотивированном обращении (служебной записке) руководителя аудиторской проверки должна содержать слова: "продлить срок проверки на ___ дней"; "приостановить проверку до ___"; "возобновить проведение проверки с ___" соответственно.
4.7. По результатам проведения аудиторской проверки составляется отчет проверки, который подписывается всеми членами аудиторской комиссии, проводившей проверку не позднее последнего дня срока проведения аудиторской проверки.
4.8. При составлении отчета проверки учитываются все обстоятельства, установленные аудиторской комиссией в период проведения проверки.
4.9. Отчет проверки должен состоять из вводной, описательной и заключительной частей.
4.9.1. Вводная часть отчета аудиторской проверки должна содержать:
номер, дату и место составления отчета;
наименование, юридический адрес объекта аудита;
дату, номер распоряжения о назначении аудиторской проверки;
тему аудиторской проверки;
вид проверки (плановая, внеплановая);
форму проверки (выездная, камеральная или комбинированная);
способ проверки (сплошная или выборочная);
проверяемый период;
дату начала и окончания проверки;
информацию о продлении (приостановлении, возобновлении) проверки (при наличии);
фамилии, имени, отчества (при наличии), наименования должности руководителя и каждого члена аудиторской комиссии, привлеченных независимых консультантов и экспертов;
краткую информацию об объекте аудита.
4.9.2. В описательной части отчета проверки должны быть указаны:
обстоятельства, установленные при проведении аудиторской проверки и на которых основываются выводы по каждому вопросу программы проверки;
нормы законодательства, которыми руководствовалась аудиторская комиссия при оформлении отчета;
сведения о нарушении требований бюджетного законодательства, внутренних стандартов и процедур, оценка этих нарушений и сопоставление с нормами административного законодательства, которым предусмотрена административная ответственность (при наличии).
При отсутствии нарушений по проверенным вопросам в отчете должна быть сделана запись: "Проверкой или выборочной проверкой (указываются: наименование проверенных вопросов, срок проверки, названия проверенных первичных документов, объем их выборки, проверенная сумма расходов и(или) доходов) нарушений требований действующего законодательства (или нормативных правовых актов) не выявлено".
В конце описательной части отчета проверки отражается информация о принятых или не принятых объектом аудита мерах по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущей и данной проверки (при наличии таковых).
4.9.3. Заключительная часть отчета проверки должна содержать:
обобщенную информацию о выявленных нарушениях и(или) недостатках при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
сведения о причинах и условиях рисков возникновения нарушений и(или) недостатков при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
оценку эффективности и надежности внутреннего финансового контроля у объекта аудита;
аудиторские выводы, предложения и рекомендации.
4.10. Отчет вручается уполномоченному должностному лицу объекта аудита в течение 3 рабочих дней с даты подписания. Объект аудита вправе представить письменные возражения на отчет проверки в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта аудита прилагаются к материалам проверки.
Внесение в подписанный отчет аудиторской проверки каких-либо изменений на основании представленных объектом аудита письменных возражений и дополнительно представленных материалов не допускается.
4.11. Письменные возражения объекта аудита рассматриваются аудиторской комиссией в срок не более 5 рабочих дней с даты их поступления.
По результатам рассмотрения письменных возражений объекта аудита аудиторская комиссия готовит заключение, которое вручается уполномоченному должностному лицу объекта аудита в течение 3 рабочих дней с даты подписания.
4.12. Отчет аудиторской проверки (вместе с письменными возражениями объекта аудита и заключением по результатам их рассмотрения (при их наличии) направляется руководителю Комитета.
4.13. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель Комитета в срок не более 15 рабочих дней принимает одно или несколько из решений:
4.13.1. О необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
4.13.2. О недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
4.13.3. О применении материальной и(или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок.
4.14. Указанный отчет не позднее 15 рабочих дней со дня направления его руководителю Комитета направляется в Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга.
4.15. В случае выявления в рамках внутреннего финансового аудита фактов, содержащих признаки административного правонарушения и(или) преступления, информация о них с приложением подтверждающих документов в течение одного рабочего дня направляется в Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, а также уполномоченным органам государственной власти.
4.16. Отчет аудиторской проверки и рабочая документация должны храниться не менее 5 лет со дня окончания проверки.
------------------------------------------------------------------