Решение Ленинградского областного суда от 24.02.2015 по делу N 3-18/2015 <О признании недействующим пункта 8 Положения о государственном природном комплексном заказнике "Кургальский" регионального значения, утв. постановлением правительства Ленинградской области от 08.04.2010 N 82, в части запрета приватизации объектов недвижимости, собственником которых является Российская Федерация, находящихся на земельных участках, образующих территорию заказника>
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. по делу № 3-18/2015
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Л.Н.,
с участием прокурора Кичаевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге о признании недействующим в части положения о государственном природном комплексном заказнике "Кургальский" регионального значения, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 8 апреля 2010 г. № 82,
установил:
8 апреля 2010 г. правительством Ленинградской области принято постановление № 82 "О государственном природном комплексном заказнике "Кургальский" регионального значения", которое официально опубликовано в газете "Вести" 17 апреля 2010 г., № 68, и вступило в силу со дня его официального опубликования.
Данным постановлением утверждено положение о государственном природном комплексном заказнике "Кургальский" регионального значения (далее - Положение) (пункт 2).
Пунктом 8 Положения установлено, что на территории заказника запрещена приватизация земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - ТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге), осуществляющее полномочия собственника в отношении имущества государственного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области", зарегистрированного на территории Санкт-Петербурга, и действуя в защиту имущественных прав Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим приведенного пункта 8 Положения в части запрета приватизации объектов недвижимости, собственником которых является Российская Федерация, находящихся на земельных участках, образующих территорию заказника, ссылаясь на его противоречие Федерального закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", не предусматривающему запрета на приватизацию федеральных объектов недвижимости в границах государственного природного заказника регионального значения, Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", наделяющими собственника федерального имущества правом на его приватизацию.
В обоснование требований заявитель указал, что в собственности Российской Федерации находятся 11 объектов недвижимости (здание казармы, 3 здания ДОС, здание бани, здание гаража, здание склада, питомник, здание подсобного хозяйства, здание склада ГСМ, здание овощехранилища), расположенных на территории государственного природного заказника регионального значения "Кургальский".
Эти объекты недвижимости входили в состав военного имущества Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 363-р "О реализации высвобождаемого военного имущества Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, находящегося на территории Ленинградской области" подлежали высвобождению и реализации на аукционе через Российский фонд федерального имущества.
Работы по реализации указанного недвижимого военного имущества проводились ТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге.
17 сентября 2012 г. Федеральным агентством по управлению государственным имуществом проведен аукцион, по итогам которого победителем признана К.М., с которой 19 февраля 2013 г. заключен договор купли продажи.
Решением регистрирующего органа от 23 октября 2013 г. в регистрации перехода права собственности отказано. Основанием послужило то, что федеральное имущество находится на территории государственного природного заказника "Кургальский" и в соответствии с оспариваемым нормативным положением отчуждению не подлежит.
Полагал, что право Российской Федерации распоряжаться федеральным имуществом может быть ограничено только федеральным законом, но не актом органа исполнительной власти Ленинградской области.
Правительство Ленинградской области в письменных возражениях указало, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых территорий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 6 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Из статей 23, 24 названного Федерального закона следует, что установление режима особой охраны территории государственного природного заказника регионального значения, конкретные виды ограничений и запретов, являются исключительной компетенцией органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение о создании заказника. Оспариваемый нормативный правовой акт принят правительством области в пределах предоставленных полномочий и действующему федеральному законодательству не противоречит, в связи с чем, основания для удовлетворения требований отсутствуют.
В предварительном судебном заседании 13 февраля 2015 г. из состава лиц, участвующих в деле, исключена К.М.
В судебном заседании представители ТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге К.С. и К.Н. заявление поддержали, просили его удовлетворить и признать нормативный акт в оспариваемой части недействующим со дня его принятия.
Представитель правительства Ленинградской области Я.Н., придерживаясь правовой позиции, изложенной в письменных возражениях, просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав объяснения представителей ТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге К.С. и К.Н., возражения представителя правительства Ленинградской области Я.Н., заключение прокурора Кичаевой О.А., полагавшей, что заявление должно быть удовлетворено, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые территории отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить таким федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Из преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях" (далее - Федеральный закон об особо охраняемых территориях) следует, что особо охраняемые природные территории это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 2 названного Федерального закона особо охраняемые природные территории, к которым отнесены государственные природные заказники, могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 22 того же Федерального закона указано, что государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона об особо охраняемых территориях установлено, что создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 данного Федерального закона.
В пункте 6 статьи 2 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывать решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Вышеприведенный пункт 1 статьи 23 упомянутого Федерального закона изложен в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 30 декабря 2013 г.
Оспариваемый документ принят 8 апреля 2010 г. и введен в действие с 17 апреля 2010 г., а потому на него требование, предусмотренное пунктом 6 статьи 2 Федерального закона об особо охраняемых территориях, не распространяется.
В прежней редакции статья 23 того же Федерального закона предусматривала, что государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления (пункт 2).
В соответствии со статьей 35 закона Ленинградской области от 27 октября 1994 г. № 6-оз "Устав Ленинградской области" правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области.
Государственный природный комплексный заказник "Кургальский" регионального значения на территории Кингисеппского района Ленинградской области изначально организован постановлением губернатора Ленинградской области от 20 июля 2000 г. № 309-пг. Указанный акт утратил силу с 8 апреля 2010 г. в связи с изданием губернатором Ленинградской области постановления от 8 апреля 2010 г. № 26-пг "О внесении изменения в постановление губернатора Ленинградской области от 26 января 2005 г. № 9-пг и признании утратившими силу некоторых постановлений губернатора Ленинградской области в сфере особо охраняемых природных территорий".
Сравнительный анализ содержания постановления губернатора Ленинградской области от 20 июля 2000 г. № 309-пг "Об организации государственного природного комплексного заказника "Кургальский" регионального значения" и нормативного акта, который оспаривается заявителем, свидетельствует о том, что площадь и границы заказника не изменились.
В основу принятия регионального акта положено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту регионального комплексного заказника "Кургальский" от 30 июля 1998 г. и постановление мэра Кингисеппского района Ленинградской области от 18 декабря 1996 г. № 790 "Об организации регионального заказника "Кургальский", которым проект организации на территории Кургальского полуострова комплексного заказника регионального значения "Кургальский" одобрен.
Таким образом, имеются основания для вывода о том, что государственный природный комплексный заказник "Кургальский" регионального значения создан уполномоченным высшим органом исполнительной власти Ленинградской области с соблюдением процедуры его создания, предусмотренной пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и пункта 2 статьи 23 Федерального закона об особо охраняемых территориях (в прежней редакции).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона об особо охраняемых территориях имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Статьей 209 ГК Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 ГК Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 129 ГК Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не ограничены в обороте. Ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав могут быть введены законом или в установленном законом порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией федерального имущества понимается его возмездное отчуждение в собственность физических и(или) юридических лиц.
Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота) (пункт 3 статьи 3 того же Федерального закона).
Федеральным законом об особо охраняемых территориях недвижимое имущество, расположенное в границах государственного природного заказника регионального значения, к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, не отнесено.
Следовательно, установив запрет на приватизацию объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и расположенных на земельных участках в границах территории государственного природного заказника регионального значения, правительство Ленинградской области по существу лишило Российскую Федерацию - собственника этих объектов недвижимости права на совершение с ними гражданско-правовых сделок, в частности, права на возмездную передачу объектов недвижимости в собственность граждан и юридических лиц.
Подобное правовое регулирование вопросов гражданского права выходит за пределы компетенции субъекта Российской Федерации и подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Доводы правительства Ленинградской области о том, что определение особенностей режима особой охраны территории государственного природного заказника регионального значения является исключительной компетенцией высшего исполнительного органа государственной власти Ленинградской области, и запрет на отчуждение (приватизацию) объектов недвижимости, расположенных на землях в границах государственного природного заказника регионального значения, является одной из особенностей режима особой охраны территории этого заказника, суд находит несостоятельными по изложенным выше основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании участвующие в деле не оспаривали, что оспариваемая норма применялась, следовательно, действовала, а потому имеются основания для признания ее недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 251 - 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
заявление территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге удовлетворить.
Признать недействующим пункт 8 положения о государственном природном комплексном заказнике "Кургальский" регионального значения, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 8 апреля 2010 г. № 82, в части запрета приватизации объектов недвижимости, собственником которых является Российская Федерация, находящихся на земельных участках, образующих территорию заказника, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
Судья
Е.В.Шадрина
Решение принято в окончательной форме 4 марта 2015 г.
------------------------------------------------------------------
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. по делу № 3-18/2015
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Л.Н.,
с участием прокурора Кичаевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге о признании недействующим в части положения о государственном природном комплексном заказнике "Кургальский" регионального значения, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 8 апреля 2010 г. № 82,
установил:
8 апреля 2010 г. правительством Ленинградской области принято постановление № 82 "О государственном природном комплексном заказнике "Кургальский" регионального значения", которое официально опубликовано в газете "Вести" 17 апреля 2010 г., № 68, и вступило в силу со дня его официального опубликования.
Данным постановлением утверждено положение о государственном природном комплексном заказнике "Кургальский" регионального значения (далее - Положение) (пункт 2).
Пунктом 8 Положения установлено, что на территории заказника запрещена приватизация земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - ТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге), осуществляющее полномочия собственника в отношении имущества государственного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области", зарегистрированного на территории Санкт-Петербурга, и действуя в защиту имущественных прав Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации, обратилось в суд с заявлением о признании недействующим приведенного пункта 8 Положения в части запрета приватизации объектов недвижимости, собственником которых является Российская Федерация, находящихся на земельных участках, образующих территорию заказника, ссылаясь на его противоречие Федерального закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", не предусматривающему запрета на приватизацию федеральных объектов недвижимости в границах государственного природного заказника регионального значения, Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", наделяющими собственника федерального имущества правом на его приватизацию.
В обоснование требований заявитель указал, что в собственности Российской Федерации находятся 11 объектов недвижимости (здание казармы, 3 здания ДОС, здание бани, здание гаража, здание склада, питомник, здание подсобного хозяйства, здание склада ГСМ, здание овощехранилища), расположенных на территории государственного природного заказника регионального значения "Кургальский".
Эти объекты недвижимости входили в состав военного имущества Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 363-р "О реализации высвобождаемого военного имущества Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, находящегося на территории Ленинградской области" подлежали высвобождению и реализации на аукционе через Российский фонд федерального имущества.
Работы по реализации указанного недвижимого военного имущества проводились ТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге.
17 сентября 2012 г. Федеральным агентством по управлению государственным имуществом проведен аукцион, по итогам которого победителем признана К.М., с которой 19 февраля 2013 г. заключен договор купли продажи.
Решением регистрирующего органа от 23 октября 2013 г. в регистрации перехода права собственности отказано. Основанием послужило то, что федеральное имущество находится на территории государственного природного заказника "Кургальский" и в соответствии с оспариваемым нормативным положением отчуждению не подлежит.
Полагал, что право Российской Федерации распоряжаться федеральным имуществом может быть ограничено только федеральным законом, но не актом органа исполнительной власти Ленинградской области.
Правительство Ленинградской области в письменных возражениях указало, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых территорий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 6 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Из статей 23, 24 названного Федерального закона следует, что установление режима особой охраны территории государственного природного заказника регионального значения, конкретные виды ограничений и запретов, являются исключительной компетенцией органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение о создании заказника. Оспариваемый нормативный правовой акт принят правительством области в пределах предоставленных полномочий и действующему федеральному законодательству не противоречит, в связи с чем, основания для удовлетворения требований отсутствуют.
В предварительном судебном заседании 13 февраля 2015 г. из состава лиц, участвующих в деле, исключена К.М.
В судебном заседании представители ТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге К.С. и К.Н. заявление поддержали, просили его удовлетворить и признать нормативный акт в оспариваемой части недействующим со дня его принятия.
Представитель правительства Ленинградской области Я.Н., придерживаясь правовой позиции, изложенной в письменных возражениях, просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав объяснения представителей ТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге К.С. и К.Н., возражения представителя правительства Ленинградской области Я.Н., заключение прокурора Кичаевой О.А., полагавшей, что заявление должно быть удовлетворено, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые территории отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить таким федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Из преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях" (далее - Федеральный закон об особо охраняемых территориях) следует, что особо охраняемые природные территории это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 2 названного Федерального закона особо охраняемые природные территории, к которым отнесены государственные природные заказники, могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 22 того же Федерального закона указано, что государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона об особо охраняемых территориях установлено, что создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 данного Федерального закона.
В пункте 6 статьи 2 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывать решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Вышеприведенный пункт 1 статьи 23 упомянутого Федерального закона изложен в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 30 декабря 2013 г.
Оспариваемый документ принят 8 апреля 2010 г. и введен в действие с 17 апреля 2010 г., а потому на него требование, предусмотренное пунктом 6 статьи 2 Федерального закона об особо охраняемых территориях, не распространяется.
В прежней редакции статья 23 того же Федерального закона предусматривала, что государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления (пункт 2).
В соответствии со статьей 35 закона Ленинградской области от 27 октября 1994 г. № 6-оз "Устав Ленинградской области" правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области.
Государственный природный комплексный заказник "Кургальский" регионального значения на территории Кингисеппского района Ленинградской области изначально организован постановлением губернатора Ленинградской области от 20 июля 2000 г. № 309-пг. Указанный акт утратил силу с 8 апреля 2010 г. в связи с изданием губернатором Ленинградской области постановления от 8 апреля 2010 г. № 26-пг "О внесении изменения в постановление губернатора Ленинградской области от 26 января 2005 г. № 9-пг и признании утратившими силу некоторых постановлений губернатора Ленинградской области в сфере особо охраняемых природных территорий".
Сравнительный анализ содержания постановления губернатора Ленинградской области от 20 июля 2000 г. № 309-пг "Об организации государственного природного комплексного заказника "Кургальский" регионального значения" и нормативного акта, который оспаривается заявителем, свидетельствует о том, что площадь и границы заказника не изменились.
В основу принятия регионального акта положено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту регионального комплексного заказника "Кургальский" от 30 июля 1998 г. и постановление мэра Кингисеппского района Ленинградской области от 18 декабря 1996 г. № 790 "Об организации регионального заказника "Кургальский", которым проект организации на территории Кургальского полуострова комплексного заказника регионального значения "Кургальский" одобрен.
Таким образом, имеются основания для вывода о том, что государственный природный комплексный заказник "Кургальский" регионального значения создан уполномоченным высшим органом исполнительной власти Ленинградской области с соблюдением процедуры его создания, предусмотренной пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и пункта 2 статьи 23 Федерального закона об особо охраняемых территориях (в прежней редакции).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона об особо охраняемых территориях имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Статьей 209 ГК Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 ГК Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 129 ГК Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не ограничены в обороте. Ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав могут быть введены законом или в установленном законом порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией федерального имущества понимается его возмездное отчуждение в собственность физических и(или) юридических лиц.
Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота) (пункт 3 статьи 3 того же Федерального закона).
Федеральным законом об особо охраняемых территориях недвижимое имущество, расположенное в границах государственного природного заказника регионального значения, к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, не отнесено.
Следовательно, установив запрет на приватизацию объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и расположенных на земельных участках в границах территории государственного природного заказника регионального значения, правительство Ленинградской области по существу лишило Российскую Федерацию - собственника этих объектов недвижимости права на совершение с ними гражданско-правовых сделок, в частности, права на возмездную передачу объектов недвижимости в собственность граждан и юридических лиц.
Подобное правовое регулирование вопросов гражданского права выходит за пределы компетенции субъекта Российской Федерации и подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Доводы правительства Ленинградской области о том, что определение особенностей режима особой охраны территории государственного природного заказника регионального значения является исключительной компетенцией высшего исполнительного органа государственной власти Ленинградской области, и запрет на отчуждение (приватизацию) объектов недвижимости, расположенных на землях в границах государственного природного заказника регионального значения, является одной из особенностей режима особой охраны территории этого заказника, суд находит несостоятельными по изложенным выше основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании участвующие в деле не оспаривали, что оспариваемая норма применялась, следовательно, действовала, а потому имеются основания для признания ее недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 251 - 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
заявление территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге удовлетворить.
Признать недействующим пункт 8 положения о государственном природном комплексном заказнике "Кургальский" регионального значения, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 8 апреля 2010 г. № 82, в части запрета приватизации объектов недвижимости, собственником которых является Российская Федерация, находящихся на земельных участках, образующих территорию заказника, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
Судья
Е.В.Шадрина
Решение принято в окончательной форме 4 марта 2015 г.
------------------------------------------------------------------