Письмо Управления ФНС России по Ленинградской области от 03.12.2015 N 08-14-06/14587 "О порядке обращения в инспекцию"



ФНС РОССИИ

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 3 декабря 2015 г. № 08-14-06/14587

О ПОРЯДКЕ ОБРАЩЕНИЯ В ИНСПЕКЦИЮ

Управление ФНС России по Ленинградской области сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
В свою очередь, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Согласно статье 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Статьей 138 НК РФ установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и(или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что на интернет-сайте ФНС России (https://www.nalog.ru) представлено 39 интерактивных сервисов, в том числе:
- "Обратиться в ФНС России" - сервис является средством для обращений физических и юридических лиц в Федеральную налоговую службу. Обращения рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- "Узнать о жалобе" - сервис создан Федеральной налоговой службой в целях совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками с использованием сети Интернет и предназначен для информирования Федеральной налоговой службой налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц о поданных ими в центральный аппарат ФНС России и Управления ФНС России по субъектам РФ обращениях (жалобах, заявлениях, предложениях), в том числе на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц;
- "Решения по жалобам" - интернет-сервис создан в целях предоставления информации о результатах рассмотрения Федеральной налоговой службой жалоб (обращений) налогоплательщиков. Указанная информация отражается на сервисе в виде решений ФНС России без указания информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации;
- "Часто задаваемые вопросы" - содержит ответы на самые актуальные и часто задаваемые вопросы налогоплательщиков: о действующем налоговом законодательстве, ставках имущественных налогов, льготах, налоговых вычетах, порядке взаимодействия с налоговыми органами, работе сервисов на сайте ФНС России и многом другом;
- "Создай свой бизнес" - представляет собой интерактивную версию одноименной брошюры, разработанной ФНС России. Данный сервис позволяет выбрать форму регистрации и режим налогообложения, осуществить государственную регистрацию, узнать о правилах применения контрольно-кассовой техники, получить необходимую информацию о процедуре проведения налоговых проверок;
- "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами" - разъясняет налогоплательщикам официальную позицию ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, согласованную с Минфином России. Сервисом также предусмотрена возможность отправки сообщений о несоблюдении налоговым органом рекомендаций (разъяснений) ФНС России.
Кроме того, внедренный приказом ФНС России от 14.01.2014 № ММВ-7-6/8@ "О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" на всей территории Российской Федерации "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" (далее - "ЛК ЮЛ") предоставляет налогоплательщику целый спектр информационных услуг, имеет большие возможности по информированию налогоплательщика о состоянии процессов налогового администрирования по его объектам налогообложения и дает возможность принимать правильные решения в части мониторинга и управления состоянием его расчетов с бюджетом согласно разделу 1 указанного приказа.
С января 2015 года доступ к сервису "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" могут получать уполномоченные представители юридического лица по доверенности.
Целями подсистемы "ЛК ЮЛ" являются:
- формирование среды электронного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами на интернет-портале ФНС России, обеспечивающей упрощенные механизмы;
- оказание услуг налогоплательщику;
- исполнение налогоплательщиком обязанностей, возложенных на него Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в действующей редакции);
- повышение степени информированности налогоплательщиков;
- повышение эффективности работы налоговых органов по сбору налогов и сборов.
"ЛК ЮЛ" предоставляет налогоплательщику следующие услуги:
- по государственной регистрации юридического лица:
- предоставление открытых и общедоступных сведений, содержащихся о налогоплательщике в ЕГРЮЛ, посредством экранных форм;
- предоставление услуги по государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, ликвидации или реорганизации ЮЛ, внесению изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а также при государственной регистрации создания ЮЛ, учредителем которого является данное ЮЛ;
- предоставление выписки из ЕГРЮЛ (о себе) на бумажном носителе или в электронном виде на основе данных ФБД ЕГРЮЛ;
- по учету юридического лица:
- предоставление информации из ЕГРН о постановке на учет в налоговых органах;
- оказание услуги по приему электронных сообщений налогоплательщика по форме № С-09-2 об участии в российских и иностранных организациях;
- оказание услуг по постановке и снятию с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения, внесению изменений в сведения об обособленном подразделении на основании формализованных электронных сообщений налогоплательщика (российской организации) по формам № С-09-3-1, С-09-3-2, 1-6-Учет, 3-Учет;
- оказание услуг по постановке и снятию с учета российской организации в качестве налогоплательщика ЕНВД на основании формализованных электронных заявлений налогоплательщика по формам № ЕНВД-1, ЕНВД-3, 3-Учет;
- по услугам, связанным с расчетами с бюджетом;
- предоставление налогоплательщику значений основных показателей расчетов с бюджетом по налогоплательщику в целом, информации о перечне обязанностей по КРСБ, информации о состоянии расчетов с бюджетом по перечню КРСБ, информации о документах и операциях, формирующих состояние расчетов с бюджетом, в том числе о документах и операциях, учтенных в КРСБ;
- предоставление налогоплательщику информации о платежах, списанных с расчетного счета налогоплательщика и не поступивших в бюджет;
- предоставление налогоплательщику информации о не проверенных налоговым органом суммах налога к возмещению или уменьшению обязанности по уплате налога, заявленных в декларациях/расчетах;
- предоставление налогоплательщику информации об урегулированной задолженности (отсроченной, рассроченной, реструктурированной, инвестиционному налоговому кредиту);
- уточнение невыясненных платежей на основании формализованного электронного документооборота;
- предоставление налогоплательщику по запросу уведомления налогового органа об ошибочном указании реквизитов в платежном документе;
- уточнение платежных документов, в которых налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибки в оформлении;
- осуществление зачетов и возвратов излишне уплаченных в бюджет налогоплательщиком сумм налога и других обязательных платежей на основании формализованного электронного документооборота;
- представление налогоплательщику информации об исполненных решениях на зачет и возврат переплаты, о принятых решениях об уточнении платежа;
- предоставление налогоплательщику информации о не исполненных им требованиях на уплату налога и других обязательных платежей;
- предоставление налогоплательщику информации о мерах принудительного взыскания задолженности;
- предоставление налогоплательщику информации о недоимке, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию и списанных в соответствии с решением налогового органа на основании статьи 59 НК РФ и приказа ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@;
- инициирование проведения совместной сверки расчетов с бюджетом;
- оказание услуг по информационному обслуживанию налогоплательщика в форме предоставления справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечня налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, представленной в отчетном году;
- информирование налогоплательщика о ходе процесса рассмотрения заявления (запроса), переданного в налоговый орган через подсистему "ЛК ЮЛ";
- обратная связь налогоплательщика с налоговыми органами.
Учитывая характер вопросов, необходимо рекомендовать налогоплательщикам в каждом конкретном случае обращаться в вышестоящий налоговый орган для всестороннего рассмотрения жалоб на ненормативные акты налоговых органов, на действия (бездействие) должностных лиц с приложением копий документов, подтверждающих доводы налогоплательщика.

Заместитель руководителя,
советник государственной
гражданской службы РФ 1-го класса
А.Ю.Анисимов


------------------------------------------------------------------