Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2015 N 2809-р "Об утверждении комплексного плана по развитию инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Санкт-Петербурге на 2015 год"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. № 2809-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА ПО РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И СОЗДАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА 2015 ГОД

В целях совершенствования деятельности по организации инклюзивного образования и создания в Санкт-Петербурге специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья:
1. Утвердить комплексный план ("дорожная карта") по развитию инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Санкт-Петербурге на 2015 год (далее - дорожная карта) согласно приложению.
2. Администрациям районов Санкт-Петербурга обеспечить реализацию дорожной карты в государственных дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга (далее - образовательные организации).
3. Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в сроки согласно приложению (далее - СПб АППО):
3.1. Обеспечить методическое сопровождение выполнения мероприятий дорожной карты в образовательных организациях.
3.2. Разработать и разместить на официальном сайте СПб АППО:
- программу мониторинга инклюзивного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях;
- программу мониторинга материально-технической базы школьных учебных мастерских образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Государственному бюджетному образовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центру диагностики и консультирования (далее - Центр консультирования) совместно с СПб АППО в сроки согласно приложению разработать и разместить на официальном сайте Центра консультирования:
- программу мониторинга деятельности территориальных психолого-медико-педагогических комиссий;
- типовые пакеты специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
5. Отделу общего образования Комитета по образованию довести настоящее распоряжение до сведения администраций районов Санкт-Петербурга.
6. Отделу общего образования Комитета по образованию, отделу воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию, отделу профессионального образования Комитета по образованию обеспечить выполнение мероприятий дорожной карты по принадлежности вопросов.
7. Отделу развития образования разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Комитета по образованию.
8. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию И.А.Асланян.

Председатель Комитета
Ж.В.Воробьева





ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
Комитета по образованию
от 08.06.2015 № 2809-р

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")
ПО РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЗДАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА 2015 ГОД
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Принятые сокращения:
КО - Комитет по образованию;
СПб АППО - Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования;
ФГОС ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
ЦПМПК - Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Санкт-Петербурга;
ТПМПК - Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия администрации района Санкт-Петербурга.

N
Направление мероприятий
Сроки исполнения
Региональный уровень
Ответственный исполнитель
Уровень учредителя образовательной организации
Институциональный уровень (уровень образовательной организации)
1. Нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ
1.1
Разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих инклюзивное образование и создание специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
Июнь-декабрь 2015
Разработка и утверждение методических рекомендаций Комитета по образованию "Об особенностях организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Санкт-Петербурге" (в соответствии с приказом Минобрнауки России и с учетом региональных этнокультурных особенностей)
КО
Проведение мероприятий по ознакомлению образовательных организаций с нормативными правовыми актами, обеспечивающими введение ФГОС ОВЗ
Использовать в качестве руководства в практической деятельности


2015
Внесение изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2007 № 255 "О методике определения штатной численности работников государственных образовательных учреждений, непосредственно подчиненных Комитету по образованию, и государственных образовательных учреждений, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга" в соответствии с Приложением к приказу Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1015
КО
Организация работы по формированию штатного расписания
Утверждение штатного расписания


Июль-декабрь 2015
Внесение изменений в методические рекомендации по организации вариативных форм психолого-педагогической и(или) коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в системе дошкольного образования, утвержденные распоряжением Комитета по образованию от 04.04.2014 № 1357
КО
Организация развития вариативных форм оказания помощи детям с ОВЗ раннего и дошкольного возраста
Использование в качестве руководства в практической деятельности
2 квартал 2015 - декабрь 2015
Подготовка проекта Концепции инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования
КО
СПб АППО
Участие в подготовке проекта
Участие в подготовке проекта
1.2
Информационно-методическая работа с подготовленными Минобрнауки России психолого-педагогическими рекомендациями по созданию специальных условий реализации дополнительных образовательных программ для обучающихся с нарушением зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, соответствующих требованиям времени, для внедрения через квалификации руководящих и педагогических работников организаций, реализующих программы дополнительного образования детей
2 квартал 2015
Организация информационно-методической работы с исполнительными органами государственной власти и руководителями образовательных организаций
КО
ГБОУ ДОД Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества
Организация информационно-методической работы с образовательными организациями
Использование в практической деятельности
1.3
Информационно-методическая работа с подготовленными Минобрнауки России разъяснениями по вопросам создания условий по медицинскому сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях
Ноябрь 2015
Организация информационно-методической работы с исполнительными органами государственной власти и руководителями образовательных организаций
КО
СПб АППО
Организация информационно-методической работы с образовательными организациями
Использование в практической деятельности
1.4
Методическое обеспечение инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
2015
Подготовка сборника методических материалов по организации вариативных форм психолого-педагогической и(или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования
СПб АППО
Организация информационно-методической работы с образовательными организациями
Использование в качестве руководства в практической деятельности
Июль-декабрь 2015
Разработка методических рекомендаций для руководителей образовательных учреждений, реализующих адаптированные общеобразовательные программы дошкольного образования, по разработке адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
СПб АППО
Организация информационно-методической работы с образовательными организациями
Использование в качестве руководства в практической деятельности
Август-декабрь 2015
Разработка методических рекомендаций по организации деятельности логопедического пункта общеобразовательной организации
КО
Организации мониторинга деятельности логопедических пунктов
Использовать в качестве руководства в практической деятельности


Июнь-декабрь 2015
Подготовка сборника методических материалов по использованию вербальной и невербальной коммуникации в образовательном учреждении с детьми, имеющими нарушения здоровья
СПб АППО
Организация информационно-методической работы с образовательными организациями
Использование в качестве руководства в практической деятельности
2015
Подготовка сборника методических материалов по работе с обучающимися со множественными нарушениями в развитии в условиях образовательных учреждений
СПб АППО
Организация информационно-методической работы с образовательными организациями
Использование в качестве руководства в практической деятельности
Март 2015
Подготовка и издание методического пособия "Инклюзия как неотъемлемая составляющая современной образовательной парадигмы" в системе среднего профессионального образования
Ресурсный центр СПб ГБПОУ "Охтинский колледж"
Организация информационно-методической работы с образовательными организациями
Использование в качестве руководства в практической деятельности


В течение года
Выпуск периодического издания "Бюллетень ресурсного центра Охтинского колледжа "Инклюзивное обучение" (ISS№ 2312-0622)
Ресурсный центр СПб ГБПОУ "Охтинский колледж"
Организация информационно-методической работы с образовательными организациями
Использование в качестве руководства в практической деятельности
2 квартал 2015 - декабрь 2015
Подготовка и издание методического пособия "Индивидуально-ориентированный подход в обучении лиц с особыми образовательными потребностями" в системе среднего профессионального образования
Ресурсный центр СПб ГБПОУ "Охтинский колледж"
Организация информационно-методической работы с образовательными организациями
Использование в качестве руководства в практической деятельности
декабрь 2015
Подготовка и издание монографии "Дифференциальная диагностика особых образовательных потребностей обучающихся в условиях инклюзивного образования"
СПб АППО


1.5
Аналитическое обеспечение инклюзивного образования и создание специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
Октябрь-декабрь 2015
Проведение мониторинга инклюзивного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях.
Разработка инструментария и программы мониторинга инклюзивного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях.
Сбор аналитических материалов по результатам мониторинга
СПб АППО ЦПМПК
Организация разработки программ развития образовательной организации с учетом результатов мониторинга
Создание условий для инклюзивного образования
2016
Представление результатов мониторинга на рабочей группе по реализации Концепции образования детей с ОВЗ в образовательном пространстве Санкт-Петербурга
КО
Организация информационно-методической работы с образовательными организациями по итогам представления результатов
Применение лучших практик в деятельности
1.6
Участие в мониторинге, проводимом Минобрнауки России, региональных моделей ресурсного обеспечения создания специальных условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общем образовании с учетом сетевого взаимодействия образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и разработка на его основе типовых моделей
Ноябрь 2015
Обобщение материалов, полученных от администраций районов
СПб АППО ЦПМПК
Сбор информации по результатам опроса
Участие в опросах, применение лучших практик в деятельности
2. Организация повышения квалификации педагогических работников, обеспечивающих образование
детей-инвалидов и детей с ОВЗ
2.1
Повышение квалификации педагогических работников, обеспечивающих образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Сентябрь-октябрь 2015
Участие во Всероссийском конкурсе "Психолог года" - 2015
СПб АППО
Организация участия педагогов-психологов
Участие педагогов-психологов в конкурсе
Сентябрь-октябрь 2015
Участие в работе Всероссийского съезда дефектологов
СПб АППО
Организация участия педагогов
Участие педагогов в работе Всероссийского съезда дефектологов
2015
Проведение обучающих мероприятий (семинаров) для педагогов образовательных учреждений по организации вариативных форм психолого-педагогической и(или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования
СПб АППО
Организация участия педагогов
Участие педагогов в работе семинаров


2015
Проведение обучающих мероприятий (семинаров) для педагогов образовательных учреждений по работе с обучающимися со множественными нарушениями в развитии в условиях образовательных учреждений
СПб АППО ГОУ школа № 25 Петроградского района
Организация участия педагогов
Участие педагогов в работе семинаров
2015
Проведение обучающих мероприятий (семинаров) для педагогов образовательных учреждений по организации работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
СПб АППО ГБОУ начальная школа - детский сад № 687 Центрального района
Организация участия педагогов
Участие педагогов в работе семинаров
2015
Проведение научно-практической конференции "Технологии работы с детьми, имеющими речевую патологию"
СПб АППО
Организация участия педагогов
Участие педагогов в работе конференции


2015
Всероссийская научно-практическая конференция "Я в мир удивительный этот пришел..."
СПб АППО
Организация участия педагогов
Участие педагогов в работе конференции
2015
Проведение круглых столов по обмену опытом реализации проектов опытно-экспериментальной работы, связанных с вопросами воспитания и профилактики асоциального поведения несовершеннолетних (ДОУ № 125 Невского района, ОУ № 122, 139, ЦПМСС Кировского района, Радиотехнический колледж)
СПб АППО
Организация участия педагогов
Участие педагогов в работе круглых столов
2015
Проведение обучающих мероприятий (семинаров) для руководителей образовательных учреждений по распространению лучших практик организации дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (ОУ № 616)
СПб АППО
Организация участия педагогов
Участие педагогов в работе семинаров


2015
Проведение круглых столов по обмену опытом реализации проектов ОЭР, связанных с организацией совместного образования здоровых детей и детей с ОВЗ (ДОУ № 5 Невского района, ДОУ № 93 Выборгского района, ОУ № 232, 593)
СПб АППО
Организация участия педагогов
Участие педагогов в работе круглых столов
1 полугодие 2015 года
Конкурс профессионального мастерства для обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП) по профессиям швейного производства
Ресурсный центр СПб ГБПОУ "Охтинский колледж"
Организация участия педагогов
Участие педагогов в конкурсе
2 квартал 2015 года
Городской фестиваль творческих работ обучающихся с особыми образовательными потребностями "Творчество. Жизнь. Профессия!"
Ресурсный центр СПб ГБПОУ "Охтинский колледж"
Организация участия педагогов
Участие педагогов в конкурсе


24 марта 2015 года
Городская научно-практическая конференция "Инженерное мышление в исследовательской и творческой деятельности юных техников". Секция: Инклюзивное образование и детское техническое творчество
КО ГБОУ ДОД Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества
Организация участия педагогов
Участие педагогов в конференции
2 квартал 2015 года
Проведение круглого стола для педагогов дополнительного образования государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (для глухих и слабослышащих детей) "Развитие творческих способностей детей с особыми потребностями в обучении средствами дополнительного образования"
КО ГБОУ ДОД Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества
Организация участия педагогов
Участие педагогов в конференции


8-10 апреля 2015 года
В рамках Всероссийского семинара-совещания "Эффективное функционирование региональной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи - гарантия реализации прав детей и подростков на образование" Секция: "Равные и разные. Опыт сетевого взаимодействия образовательных учреждений при создании условий для инклюзивного образования"
КО ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр сопровождения развития ребенка Приморского района Санкт-Петербурга
Организация участия педагогов
Участие педагогов в совещании


III квартал 2015 года
Организация курсов повышения квалификации для педагогов дополнительного образования "Психолого-педагогические технологии в работе с детьми и подростками с ОВЗ" и Психологические особенности детей и подростков с ОВЗ
ГБНОУ "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных"
Организация участия педагогов
Участие педагогов
3. Совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК)
3.1
Проведение мониторинга деятельности ТПМПК, в том числе в части межведомственного взаимодействия с учреждениями медико-социальной экспертизы, медицинскими организациями
Октябрь-декабрь 2015
Разработка инструментария и программы мониторинга деятельности ТПМПК
Сбор аналитических материалов по результатам мониторинга
СПб АППО ЦПМПК
Организация деятельности ТПМПК с учетом результатов мониторинга
Применение лучших практик в деятельности
3.2
Методическое обеспечение деятельности ПМПК
Октябрь-декабрь 2015
Разработка типовых пакетов специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
ЦПМПК СПБ АППО
Использование в практической деятельности ТПМПК. Организация информационно-методической работы с образовательными организациями
Обеспечение выполнения рекомендаций ЦПМПК и ТПМПК
3.3
Информационно-методическая работа с рекомендациями Минобрнауки России "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (письмо от 10.02.2015 № ВК-268/07)
2015
Организация информационно-методической работы с исполнительными органами государственной власти.
КО
СПб АППО ЦПМПК
Организация информационно-методической работы с руководителями центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Применение лучших практик в деятельности
Разработка инструментария и программы мониторинга деятельности ТПМПК.

Мониторинг деятельности руководителями центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Сбор аналитических материалов по результатам мониторинга
3.4
Участие во Всероссийской научно-практической конференции по вопросам деятельности территориальных и центральных ПМПК
Сентябрь 2015
Организация участия во Всероссийской научно-практической конференции по вопросам деятельности территориальных и центральных ПМПК
ЦПМПК
Обеспечение участия специалистов ТПМК
Участие специалистов ТПМК
4. Развитие вариативных форм психолого-педагогической и(или) коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в системе дошкольного образования
4.1
Информационно-методическая работа с подготовленными Минобрнауки России рекомендациями по модели комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и помощи для детей младенческого и младшего дошкольного возраста с признаками отклонений в развитии
Сентябрь 2015
Организация информационно-методической работы с исполнительными органами государственной власти
КО
СПб АППО ЦПМПК
Организация информационно-методической работы с руководителями образовательных организаций
Использование в практической деятельности
4.2
Участие в проводимом Минобрнауки России семинаре по внедрению моделей выявления и раннего комплексного вмешательства с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии
Сентябрь 2015
Организация участия в работе семинара
СПб АППО ЦПМПК
Обеспечение участия педагогов
Участие педагогов ОУ, специалистов ПМПК
4.3
Совершенствование психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ раннего и дошкольного возраста
2015
Развитие вариативных форм психолого-педагогической и(или) коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ
КО
Организация деятельности по развитию служб ранней помощи, служб сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи
Создание служб ранней помощи, служб сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи
2015
Дессиминация опыта работы ведущих специалистов с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и его внедрение в практику работы образовательных учреждений
СПб АППО ЦПМПК
Организация изучения опыта работы ведущих специалистов с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и его внедрение в практику работы образовательных учреждений
Использование в практической деятельности
5. Совершенствование образовательной деятельности в организациях, обучающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ
5.1
Информационно-методическая работа с подготовленным Минобрнауки России порядком организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ
2015
Организация информационно-методической работы с исполнительными органами государственной власти
КО
СПб АППО ЦПМПК
Организация информационно-методической работы с руководителями образовательных организаций
Использование в практической деятельности
5.2
Совершенствование образовательной деятельности в организациях, обучающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ
2015
Совершенствование организации обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
КО
Организация обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Создание условий для обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
2015
Реализация государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы"
КО
Формирование сети базовых общеобразовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья


2015-2016
Введение ФГОС ОВЗ
КО
СПб АППО ЦПМПК
Обеспечение поэтапного введения ФГОС ОВЗ в соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 29.05.2015 № 2625-р
Введение ФГОС ОВЗ
Октябрь-декабрь 2015
Изучение и распространение наиболее эффективных практик образования детей с ОВЗ
СПб АППО ЦПМПК
Организация изучения эффективных практик образования детей с ОВЗ
Использование в практической деятельности
Сентябрь, октябрь 2015
Проведение мониторинга материально-технической базы школьных учебных мастерских специальных (коррекционных) образовательных организаций.
Разработка инструментария и программы мониторинга.
Сбор аналитических материалов по результатам мониторинга
СПб АППО ЦПМПК
Организация разработки программ развития образовательной организации с учетом результатов мониторинга
Создание условий для трудового обучения
6. Развитие дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ
6.1
Развитие дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ
2 квартал 2015
Открытый фестиваль жестового пения "Поющие руки" среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (для глухих и слабослышащих детей)
ГБОУ ДОД Дворец учащейся молодежи
Организация участия образовательных организаций
Участие обучающихся и педагогов
4 квартал 2015 года
Фестиваль художественного творчества "Вера. Надежда. Любовь" среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга
ГБОУ ДОД Дворец учащейся молодежи
Организация участия образовательных организаций
Участие обучающихся и педагогов


------------------------------------------------------------------