Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 29.05.2015 N 641 "О законодательной инициативе Законодательного собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. № 641

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 65
ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 6.5
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВОДНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области постановляет:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации".
2. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанную законодательную инициативу.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области А.Б.Белоуса.
5. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного собрания
С.Бебенин





Проект вносит
Законодательное собрание
Ленинградской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 65 ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 6.5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВВЕДЕНИИ
В ДЕЙСТВИЕ ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принят
Государственной Думой

Одобрен
Советом Федерации

Статья 1

Внести в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381, № 50, ст. 5279, 2008, № 29, ст. 3418) изменение, дополнив частью 6.1 следующего содержания:
"6.1. Ширина водоохранных зон Ладожского и Онежского озер устанавливается исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждается органами исполнительной власти Ленинградской области, Республики Карелии и Вологодской области в соответствии с их компетенцией в размере от пятидесяти до трех тысяч метров.".

Статья 2

Внести в статью 6.5 Федерального закона от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2380, 2008, № 29, ст. 3418, 2013, № 30, ст. 4083, № 43, ст. 5452) изменение, дополнив частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. До принятия органами исполнительной власти Ленинградской области, Республики Карелии и Вологодской области нормативных правовых актов, устанавливающих ширину водоохранных зон Ладожского и Онежского озер, ширина водоохранных зон для данных озер устанавливается в соответствии с частью 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.".

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 65 ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И СТАТЬЮ 6.5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на обеспечение сохранения, рационального использования, защиты и восстановления качества водных и иных видов природных ресурсов природно-хозяйственных комплексов Ладожского и Онежского озер, сохранение стратегического запаса ресурсов питьевого водоснабжения, благоприятной окружающей среды, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия территории четырех субъектов Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях внесения изменений в порядок определения границ водоохранной зоны Ладожского и Онежского озер.
Законопроектом предлагается предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены Ладожское и Онежское озера, право установления ширины водоохранной зоны указанных озер. При этом предельный размер водоохранной зоны устанавливается равным трем километрам. В связи с этим предлагается внести изменения в Водный кодекс Российской Федерации, дополнив частью 6.1 статью 65, и в статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", дополнив частью 1.1.
Необходимость принятия законопроекта обусловлена следующим.
В настоящее время остаются актуальными проблемы, связанные с негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности на акваторию и прибрежные территории Ладожского и Онежского озер.
Ныне действующая законодательная норма ширины водоохранной зоны в размере 50 м не обеспечивает в должной степени предотвращение загрязнения, засорения и заиления уникальных экосистем Ладожского и Онежского озер, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других природных объектов прибрежных зон.
В последние годы получили широкое распространение рассредоточенные и рекреационные нагрузки в прибрежных территориях озер, вызванные их интенсивным градостроительным освоением. Объемы таких воздействий на прибрежные воды имеют устойчивую тенденцию к росту, что может привести к ухудшению качества воды озер в наиболее уязвимых, мелководных частях акватории.
Кроме того, в акватории Ладожского озера в границах Ленинградской области на протяжении многих лет остаются загрязненными ряд участков, например, Волховская губа, имеющая устойчивую гидрохимическую загрязненность и признаки эвтрофикации. Предлагаемые меры позволят стабилизировать ситуацию с локальными нагрузками на прибрежную часть озера.
Правовая защита Ладожского и Онежского озер с точки зрения их государственного стратегического значения является задачей, которую необходимо решать на федеральном уровне. При этом необходимо исходить из системного подхода, учитывающего помимо экологических требований экономические и социальные аспекты реализации законодательного регулирования охраны указанных озер как отдельных природно-хозяйственных объектов.
Введение на территории бассейнов Ладожского и Онежского озер законодательного регулирования природопользования аналогично положениям Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" потребует значительных финансовых затрат и представляется в настоящее время нецелесообразным.
Согласно предварительной технико-экономической оценке внедрение аналогичного закона применительно к бассейну Ладожского озера вызовет необходимость значительного изменения на прибрежной территории состава и масштабов хозяйственно-производственной, градостроительной и инвестиционной деятельности, строительства современных очистных сооружений в системе ЖКХ и промышленности, ограничения эксплуатации полигонов ТБО, ограничения по классам промышленных предприятий в перспективных промышленно-логистических зонах, перевода земель сельскохозяйственного назначения в состав иных категорий землепользования, ограничения на развитие сетей магистральных трубопроводов.
Объемы затрат на проведение мероприятий только в бассейне Ладожского озера в пределах территории Ленинградской области, аналогичных мероприятиям при внедрении Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", по предварительной оценке, составляют около 24 млрд рублей.
Вместе с тем на территории Ленинградской области действовало решение Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 31 августа 1987 года № 383 "Об установлении водоохранных зон Ладожского озера и других водных объектов в его бассейне на территории Ленинградской области", в соответствии с которым размер водоохранной зоны Ладожского и Онежского озер был установлен в диапазоне 1-3 км, что обеспечивало предотвращение загрязнения, засорения и заиления водных систем Ладожского и Онежского озер.
В связи с изложенным представляется целесообразным внесение в действующее законодательство дополнений, прежде всего обеспечивающих соблюдение особого режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в интенсивно осваиваемой прибрежной полосе Ладожского и Онежского озер.
В настоящее время в соответствии с частью 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м.
Предлагаемый законопроектом механизм по установлению органами исполнительной власти Ленинградской области, Республики Карелии и Вологодской области ширины водоохранной зоны Ладожского и Онежского озер и связанное с ним введение в ее пределах специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности (ограничений) сохранит имеющийся защитный, барьерный эффект природных участков побережья Ладожского и Онежского озер и вместе с тем позволит избежать необоснованных экономических потерь и социально-общественных конфликтов.
При этом определение положения о предельной ширине водоохранной зоны дает возможность вывести за пределы предлагаемой водоохранной зоны черту населенных пунктов (например: г. Шлиссельбург, г. Сясьстрой, пос. им. Морозова) и иных действующих хозяйственных объектов, что позволит избежать излишних природоохранных ограничений.
Размеры водоохранной зоны Ладожского и Онежского озер будут определены на основании проектных и научных исследований исходя из конкретных условий, сложившихся в прибрежной территории Ладожского и Онежского озер. Регламент предлагаемой водоохранной зоны существенно не изменит действующее градостроительное планирование муниципальных образований.
При внесении предлагаемых изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не потребуется пересмотра действующего законодательства. В частности, не потребуется внесения изменений в статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие особенности установления и правового режима зон с особыми условиями использования территорий, в Лесной кодекс и Земельный кодекс Российской Федерации. Поскольку правила установления на местности водоохранных зон останутся прежними, не потребуется внесения изменений и в подзаконные акты, в частности в постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Необходимо отметить, что часть земельного фонда планируемой водоохранной зоны Ладожского озера относится к землям обороны и выполнение требований регламента водоохранной зоны на этих территориях потребует согласования с Министерством обороны Российской Федерации.
Кроме того, на территории планируемой водоохранной зоны существуют выведенные из эксплуатации объекты Министерства обороны Российской Федерации. Параметры участков позволяют отнести их к объектам накопленного экологического ущерба, требующим проведения рекультивационных работ. Целесообразно при проектировании водоохранной зоны внести предложение в Министерство обороны Российской Федерации о передаче таких объектов в муниципальные образования с предварительной рекультивацией и последующим использованием под рекреационное и промышленно-деловое освоение.
Принятие законопроекта не потребует увеличения затрат из федерального бюджета. В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за счет средств субвенций из федерального бюджета.
Необходимый объем средств из федерального бюджета, предоставляемых субъекту Российской Федерации в виде субвенций на разработку проекта водоохранной зоны, вынос проекта в натуру, обозначение и обустройство границ водоохранной зоны для Ладожского озера в пределах административных границ Ленинградской области составит около 22,6 млн рублей.
В целях обеспечения соблюдения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранной зоны Ладожского и Онежского озер предусматривается выполнение водоохранных мероприятий. Мероприятия частично уже выполняются в рамках государственных программ Ленинградской области за счет программ муниципальных районов и внебюджетных источников.





Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 65
Водного кодекса Российской Федерации
и статью 6.5 Федерального закона
"О введении в действие Водного кодекса
Российской Федерации"

ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОВ РСФСР, ФЕДЕРАЛЬНЫХ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РСФСР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 65 ВОДНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 6.5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.

Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области
С.Бебенин





Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 65
Водного кодекса Российской Федерации
и статью 6.5 Федерального закона
"О введении в действие Водного кодекса
Российской Федерации"

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 65 ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И СТАТЬЮ 6.5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации и статью 6.5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансовые затраты на вынос проекта водоохранной защитной зоны в натуру, обозначение и обустройство границ водоохранной зоны водного объекта, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории субъекта Российской Федерации, согласно статье 26 Водного кодекса Российской Федерации предоставляются субъекту Российской Федерации в виде субвенций.

Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области
С.Бебенин


------------------------------------------------------------------