Письмо Управления ФНС России по Ленинградской области от 05.11.2015 N 08-14-03/13321 "Об учете расходов на бензин"
ФНС РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 5 ноября 2015 г. № 08-14-03/13321
ОБ УЧЕТЕ РАСХОДОВ НА БЕНЗИН
Вопрос: 1. Если у компании, которая перевозит грузы, большинства машин нет в перечне Минтранса. Но эта организация разработала свои нормы расхода топлива. Иногда водители расходуют больше этих показателей. Вправе ли компания списать топливо сверх собственных норм? 2. Если компания вправе списать бензин больше собственных установленных норм, то это надо обосновать? 3. Как можно обосновать повышенные расходы? Какими документами? Водитель должен написать объяснительную, почему он расходует топлива больше установленных компанией норм?
Ответ: Управление ФНС России по Ленинградской области сообщает следующее.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.06.2003 № 153 утверждена Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте. Согласно данному документу положения Инструкции необходимо применять при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом требований главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов учитываются в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Из вышесказанного следует, что расходы на содержание служебного автотранспорта, в том числе приобретение ГСМ для вышеуказанных машин, не относятся в целях налогообложения налогом на прибыль организаций к категории нормируемых расходов.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенными в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
В соответствии с п. 6 указанных Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. Таким образом, если Министерством транспорта России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные в вышеуказанном порядке. До принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщики могут руководствоваться соответствующей технической документацией и(или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.
Таким образом, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р. Организация также вправе самостоятельно разработать нормы на основе данных завода-изготовителя, но с учетом условий эксплуатации транспортных средств. Установленные по организации лимиты должны быть утверждены приказом руководителя.
Аналогичная позиция изложена в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12.
Следует отметить, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ). В учетной политике в целях налогообложения налогоплательщик обязан закрепить порядок признания расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций и соблюдать его при определении налоговой базы и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Обращаем внимание на то, что в соответствии со статьей 32 НК РФ в компетенцию налоговых органов не входит обязанность по предоставлению консультации налогоплательщикам о порядке ведения ими предпринимательской деятельности и бухгалтерского учета.
Заместитель руководителя,
советник государственной
гражданской службы РФ 1-го класса
А.А.Юлов
------------------------------------------------------------------
ФНС РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 5 ноября 2015 г. № 08-14-03/13321
ОБ УЧЕТЕ РАСХОДОВ НА БЕНЗИН
Вопрос: 1. Если у компании, которая перевозит грузы, большинства машин нет в перечне Минтранса. Но эта организация разработала свои нормы расхода топлива. Иногда водители расходуют больше этих показателей. Вправе ли компания списать топливо сверх собственных норм? 2. Если компания вправе списать бензин больше собственных установленных норм, то это надо обосновать? 3. Как можно обосновать повышенные расходы? Какими документами? Водитель должен написать объяснительную, почему он расходует топлива больше установленных компанией норм?
Ответ: Управление ФНС России по Ленинградской области сообщает следующее.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.06.2003 № 153 утверждена Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте. Согласно данному документу положения Инструкции необходимо применять при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом требований главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов учитываются в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Из вышесказанного следует, что расходы на содержание служебного автотранспорта, в том числе приобретение ГСМ для вышеуказанных машин, не относятся в целях налогообложения налогом на прибыль организаций к категории нормируемых расходов.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенными в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
В соответствии с п. 6 указанных Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. Таким образом, если Министерством транспорта России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные в вышеуказанном порядке. До принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщики могут руководствоваться соответствующей технической документацией и(или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.
Таким образом, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р. Организация также вправе самостоятельно разработать нормы на основе данных завода-изготовителя, но с учетом условий эксплуатации транспортных средств. Установленные по организации лимиты должны быть утверждены приказом руководителя.
Аналогичная позиция изложена в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12.
Следует отметить, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ). В учетной политике в целях налогообложения налогоплательщик обязан закрепить порядок признания расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций и соблюдать его при определении налоговой базы и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Обращаем внимание на то, что в соответствии со статьей 32 НК РФ в компетенцию налоговых органов не входит обязанность по предоставлению консультации налогоплательщикам о порядке ведения ими предпринимательской деятельности и бухгалтерского учета.
Заместитель руководителя,
советник государственной
гражданской службы РФ 1-го класса
А.А.Юлов
------------------------------------------------------------------