Определение Уставного суда Санкт-Петербурга от 22.10.2015 N 006/15-3 "О прекращении производства по делу о толковании отдельных положений пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга по запросу группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.Ю.Бакулина, А.А.Ковалева, В.П.Ложечко, Л.Ф.Седейкиене, С.В.Трохманенко, М.А.Шишкиной"
УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. № 006/15-3
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 59 И ПУНКТА 1 СТАТЬИ 62 УСТАВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПО ЗАПРОСУ ГРУППЫ ДЕПУТАТОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В.Ю.БАКУЛИНА,
А.А.КОВАЛЕВА, В.П.ЛОЖЕЧКО, Л.Ф.СЕДЕЙКИЕНЕ,
С.В.ТРОХМАНЕНКО, М.А.ШИШКИНОЙ
Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.Ф.Гуцан, судей О.В.Герасиной, М.В.Петрова, И.В.Тимофеева, А.В.Шевченко,
с участием представителей заявителя К.А.Манаенкова, С.А.Попова, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П.Тетердинко,
руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пункта "б" статьи 3, статей 30, 76 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании отдельных положений пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга.
Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.Ю.Бакулина, А.А.Ковалева, В.П.Ложечко, Л.Ф.Седейкиене, С.В.Трохманенко, М.А.Шишкиной о толковании отдельных положений пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Шевченко, пояснения представителей заявителя К.А.Манаенкова, С.А.Попова, выступления представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П.Тетердинко, выступление приглашенного в заседание представителя прокуратуры Санкт-Петербурга - заместителя прокурора Санкт-Петербурга Д.Н.Харченкова, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга
установил:
1. Группа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе В.Ю.Бакулина, А.А.Ковалева, В.П.Ложечко, Л.Ф.Седейкиене, С.В.Трохманенко, М.А.Шишкиной обратилась с запросом в Уставный суд Санкт-Петербурга с просьбой дать толкование отдельных положений пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга применительно к содержащемуся в указанных положениях понятию "население внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Устава Санкт-Петербурга внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга является часть территории Санкт-Петербурга, в границах которой местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется населением внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге. Согласно пункту 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге - избираемые непосредственно населением внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга и(или) образуемые представительным органом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как указано в запросе, у заявителя возникает неопределенность в понимании понятия "население внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга" применительно к избирательным отношениям. По мнению заявителя, население внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга - это лица, постоянно или преимущественно проживающие в жилых домах, квартирах, комнатах, жилых помещениях специализированного жилищного фонда либо в иных жилых помещениях, расположенных на территории соответствующего внутригородского муниципального образования.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил, что просит дать толкование понятия "население внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга" применительно к определению круга лиц, наделенных активным избирательным правом на выборах органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге. Активное избирательное право на муниципальных выборах, по его мнению, связано с местом постоянного или преимущественного проживания граждан Российской Федерации на территории соответствующего внутригородского муниципального образования, по аналогии с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которым депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом (часть 1 статьи 10).
Законодатель субъекта Российской Федерации в рамках предоставленного федеральным законодательством полномочия по предоставлению активного избирательного права гражданам, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа, может реализовать его путем закрепления как в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, так и в законах субъектов Российской Федерации. Как полагает заявитель, положения пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга содержат ограничительные критерии, исключающие возможность предоставления законодателем активного избирательного права гражданам, место жительства которых расположено за пределами муниципального образования, ввиду того, что активное избирательное право на муниципальных выборах напрямую связано с местом постоянного или преимущественного проживания граждан.
Также представитель заявителя отметил, что при сохраняющихся нормах Устава Санкт-Петербурга и нормах федерального законодательства, регулирующего избирательные отношения, законодатель Санкт-Петербурга по-разному определял круг лиц, участвующих на выборах органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге в 2008 и в 2014 годах, о чем свидетельствуют положения Закона Санкт-Петербурга от 29 октября 2008 года № 681-118 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований в Санкт-Петербурге" и Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований в Санкт-Петербурге". Так, в 2014 году активное избирательное право было предоставлено также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа и членам их семей, если указанные члены семей военнослужащих проживают на территории расположения воинской части, военной организации или учреждения либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части, военной организации или учреждения по месту их службы. По сведениям представителя заявителя, внесенные в список избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, были зарегистрированы по адресам воинских частей, но не имели там места жительства.
В связи с этим заявитель просит дать толкование понятия "население внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга", содержащееся в пункте 2 статьи 59 и пункте 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга, применительно к определению указанными положениями ограничений, которыми должен руководствоваться законодатель Санкт-Петербурга при предоставлении законом активного избирательного права гражданам, место жительства которых расположено за пределами муниципального образования на выборах органов местного самоуправления.
Согласно позиции представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова производство по делу подлежит прекращению в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 37 и подпункта 1 пункта 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", поскольку заявитель просит дать толкование терминов и понятий, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. В частности, положения пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга воспроизводят положения статей 1, 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем толкование указанных положений Устава Санкт-Петербурга означало бы толкование норм федерального законодательства.
Из позиции представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П.Тетердинко следует, что производство по делу подлежит прекращению ввиду неподведомственности Уставному суду Санкт-Петербурга поставленного заявителем вопроса. Категория "население внутригородского муниципального образования" как субъект осуществления местного самоуправления введена в правовую систему Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, а подлежащие толкованию нормы пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга представляют собой дословное воспроизведение положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким образом, заявитель по существу ставит перед Уставным судом Санкт-Петербурга вопрос о толковании норм Конституции Российской Федерации и указанного Федерального закона, что не входит в компетенцию Уставного суда Санкт-Петербурга. Также представитель Губернатора Санкт-Петербурга пояснил, что понятие "население муниципального образования", содержащееся в Уставе Санкт-Петербурга, не определяет круг лиц, обладающих активным избирательным правом на муниципальных выборах. Институт выборов регламентируется не законодательством о местном самоуправлении, а законодательством о выборах, прежде всего Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно положениям пункта 4 статьи 4 которого законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. По мнению представителя Губернатора Санкт-Петербурга, производство по делу подлежит прекращению как по причине неподведомственности Уставному суду Санкт-Петербурга поставленного заявителем вопроса, так и в связи с отсутствием неопределенности в понимании положений Устава Санкт-Петербурга.
По мнению заместителя прокурора Санкт-Петербурга Д.Н.Харченкова производство по делу подлежит прекращению, поскольку понятие население муниципального образования содержится в Конституции Российской Федерации и толкование указанного понятия не относится к компетенции Уставного суда Санкт-Петербурга.
2. Конституцией Российской Федерации установлено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (части 1 - 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
В Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12); местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130); местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (часть 1 статьи 131).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: защита прав и свобод человека и гражданина (пункт "б" части 1 статьи 72); установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
Указанные конституционные положения нашли свое отражение и развитие в Уставе Санкт-Петербурга.
Уставом Санкт-Петербурга предусмотрено, что источником власти Санкт-Петербурга являются жители Санкт-Петербурга. Жители Санкт-Петербурга осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти жителей Санкт-Петербурга являются референдум и свободные выборы (пункты 1 и 2 статьи 4).
В соответствии с Уставом Санкт-Петербурга местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга исходя из интересов населения соответствующих внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга; внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга является часть территории Санкт-Петербурга, в границах которой местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется населением внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге (пункты 1 и 2 статьи 59). Органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге - избираемые непосредственно населением внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга и(или) образуемые представительным органом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1 статьи 62).
Согласно положениям статьи 11 Устава Санкт-Петербурга в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга находятся защита прав и свобод человека и гражданина, а также установление общих принципов организации местного самоуправления (подпункты 2 и 13 пункта 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга принимаются законы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (пункт 2). При этом положениями подпункта 3 пункта 2 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга предусмотрено, что порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга устанавливается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга путем принятия закона Санкт-Петербурга в пределах полномочий, определенных федеральным законом.
Законодательной основой регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации, при этом законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные указанным Федеральным законом (пункты 1 - 3 статьи 1).
Согласно положениям указанного Федерального закона активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (пункт 4 статьи 4).
Законом Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга № 303-46) установлено, что активным избирательным правом обладает гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, что устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 1 статьи 3). В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Закона Санкт-Петербурга активным избирательным правом обладают также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа, и члены их семей, если указанные члены семей военнослужащих проживают на территории расположения воинской части, военной организации или учреждения либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части, военной организации или учреждении по месту их службы (в том числе заключившие контракт о прохождении военной службы курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа).
По мнению заявителя, положения пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга содержат ограничения, исключающие возможность предоставления законодателем Санкт-Петербурга активного избирательного права гражданам, место жительства которых расположено за пределами муниципального образования.
Уставный суд Санкт-Петербурга, проведя слушание дела и исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявитель, обращаясь в Уставный суд Санкт-Петербурга с запросом о толковании положений пункта 2 статьи 59 и пункте 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга, фактически просит осуществить проверку соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений Закона Санкт-Петербурга № 303-46 в ненадлежащей процедуре, что по смыслу положений Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" недопустимо. Такой подход учитывает практику Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам допустимости запросов о толковании Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 1995 года № 115-О; от 19 марта 1997 года № 36-О; от 15 февраля 2005 года № 94-О; от 06 марта 2008 года № 269-О-О). Данный вывод не исключает возможности разрешения поставленного заявителем вопроса в надлежащей процедуре.
Уставный суд Санкт-Петербурга отмечает, что в производстве Уставного суда Санкт-Петербурга находится дело № 007/15 по запросу группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.Ю.Бакулина, А.А.Ковалева, В.П.Ложечко, Л.Ф.Седейкиене, С.В.Трохманенко, М.А.Шишкиной о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга прекращает производство по делу в случае, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению. В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 37 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" основанием для отказа в принятии обращения к рассмотрению является неподведомственность Уставному суду Санкт-Петербурга вопроса, поставленного в обращении.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 6, 30, подпункта 1 пункта 1 статьи 37, подпункта 1 пункта 1 статьи 58, пункта 2 статьи 61 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга
определил:
1. Прекратить производство по делу о толковании отдельных положений пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга по запросу группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.Ю.Бакулина, А.А.Ковалева, В.П.Ложечко, Л.Ф.Седейкиене, С.В.Трохманенко, М.А.Шишкиной.
2. Настоящее определение Уставного суда Санкт-Петербурга является окончательным и не может быть пересмотрено иным судом.
Председатель
Уставного суда Санкт-Петербурга
Н.Ф.Гуцан
Судьи
Уставного суда Санкт-Петербурга
О.В.Герасина
М.В.Петров
И.В.Тимофеев
А.В.Шевченко
------------------------------------------------------------------
УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. № 006/15-3
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 59 И ПУНКТА 1 СТАТЬИ 62 УСТАВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПО ЗАПРОСУ ГРУППЫ ДЕПУТАТОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В.Ю.БАКУЛИНА,
А.А.КОВАЛЕВА, В.П.ЛОЖЕЧКО, Л.Ф.СЕДЕЙКИЕНЕ,
С.В.ТРОХМАНЕНКО, М.А.ШИШКИНОЙ
Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.Ф.Гуцан, судей О.В.Герасиной, М.В.Петрова, И.В.Тимофеева, А.В.Шевченко,
с участием представителей заявителя К.А.Манаенкова, С.А.Попова, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П.Тетердинко,
руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пункта "б" статьи 3, статей 30, 76 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании отдельных положений пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга.
Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.Ю.Бакулина, А.А.Ковалева, В.П.Ложечко, Л.Ф.Седейкиене, С.В.Трохманенко, М.А.Шишкиной о толковании отдельных положений пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Шевченко, пояснения представителей заявителя К.А.Манаенкова, С.А.Попова, выступления представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П.Тетердинко, выступление приглашенного в заседание представителя прокуратуры Санкт-Петербурга - заместителя прокурора Санкт-Петербурга Д.Н.Харченкова, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга
установил:
1. Группа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе В.Ю.Бакулина, А.А.Ковалева, В.П.Ложечко, Л.Ф.Седейкиене, С.В.Трохманенко, М.А.Шишкиной обратилась с запросом в Уставный суд Санкт-Петербурга с просьбой дать толкование отдельных положений пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга применительно к содержащемуся в указанных положениях понятию "население внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Устава Санкт-Петербурга внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга является часть территории Санкт-Петербурга, в границах которой местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется населением внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге. Согласно пункту 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге - избираемые непосредственно населением внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга и(или) образуемые представительным органом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как указано в запросе, у заявителя возникает неопределенность в понимании понятия "население внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга" применительно к избирательным отношениям. По мнению заявителя, население внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга - это лица, постоянно или преимущественно проживающие в жилых домах, квартирах, комнатах, жилых помещениях специализированного жилищного фонда либо в иных жилых помещениях, расположенных на территории соответствующего внутригородского муниципального образования.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил, что просит дать толкование понятия "население внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга" применительно к определению круга лиц, наделенных активным избирательным правом на выборах органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге. Активное избирательное право на муниципальных выборах, по его мнению, связано с местом постоянного или преимущественного проживания граждан Российской Федерации на территории соответствующего внутригородского муниципального образования, по аналогии с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которым депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом (часть 1 статьи 10).
Законодатель субъекта Российской Федерации в рамках предоставленного федеральным законодательством полномочия по предоставлению активного избирательного права гражданам, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа, может реализовать его путем закрепления как в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, так и в законах субъектов Российской Федерации. Как полагает заявитель, положения пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга содержат ограничительные критерии, исключающие возможность предоставления законодателем активного избирательного права гражданам, место жительства которых расположено за пределами муниципального образования, ввиду того, что активное избирательное право на муниципальных выборах напрямую связано с местом постоянного или преимущественного проживания граждан.
Также представитель заявителя отметил, что при сохраняющихся нормах Устава Санкт-Петербурга и нормах федерального законодательства, регулирующего избирательные отношения, законодатель Санкт-Петербурга по-разному определял круг лиц, участвующих на выборах органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге в 2008 и в 2014 годах, о чем свидетельствуют положения Закона Санкт-Петербурга от 29 октября 2008 года № 681-118 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований в Санкт-Петербурге" и Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований в Санкт-Петербурге". Так, в 2014 году активное избирательное право было предоставлено также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа и членам их семей, если указанные члены семей военнослужащих проживают на территории расположения воинской части, военной организации или учреждения либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части, военной организации или учреждения по месту их службы. По сведениям представителя заявителя, внесенные в список избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, были зарегистрированы по адресам воинских частей, но не имели там места жительства.
В связи с этим заявитель просит дать толкование понятия "население внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга", содержащееся в пункте 2 статьи 59 и пункте 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга, применительно к определению указанными положениями ограничений, которыми должен руководствоваться законодатель Санкт-Петербурга при предоставлении законом активного избирательного права гражданам, место жительства которых расположено за пределами муниципального образования на выборах органов местного самоуправления.
Согласно позиции представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова производство по делу подлежит прекращению в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 37 и подпункта 1 пункта 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", поскольку заявитель просит дать толкование терминов и понятий, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. В частности, положения пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга воспроизводят положения статей 1, 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем толкование указанных положений Устава Санкт-Петербурга означало бы толкование норм федерального законодательства.
Из позиции представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П.Тетердинко следует, что производство по делу подлежит прекращению ввиду неподведомственности Уставному суду Санкт-Петербурга поставленного заявителем вопроса. Категория "население внутригородского муниципального образования" как субъект осуществления местного самоуправления введена в правовую систему Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, а подлежащие толкованию нормы пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга представляют собой дословное воспроизведение положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким образом, заявитель по существу ставит перед Уставным судом Санкт-Петербурга вопрос о толковании норм Конституции Российской Федерации и указанного Федерального закона, что не входит в компетенцию Уставного суда Санкт-Петербурга. Также представитель Губернатора Санкт-Петербурга пояснил, что понятие "население муниципального образования", содержащееся в Уставе Санкт-Петербурга, не определяет круг лиц, обладающих активным избирательным правом на муниципальных выборах. Институт выборов регламентируется не законодательством о местном самоуправлении, а законодательством о выборах, прежде всего Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно положениям пункта 4 статьи 4 которого законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. По мнению представителя Губернатора Санкт-Петербурга, производство по делу подлежит прекращению как по причине неподведомственности Уставному суду Санкт-Петербурга поставленного заявителем вопроса, так и в связи с отсутствием неопределенности в понимании положений Устава Санкт-Петербурга.
По мнению заместителя прокурора Санкт-Петербурга Д.Н.Харченкова производство по делу подлежит прекращению, поскольку понятие население муниципального образования содержится в Конституции Российской Федерации и толкование указанного понятия не относится к компетенции Уставного суда Санкт-Петербурга.
2. Конституцией Российской Федерации установлено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (части 1 - 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
В Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12); местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130); местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (часть 1 статьи 131).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: защита прав и свобод человека и гражданина (пункт "б" части 1 статьи 72); установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
Указанные конституционные положения нашли свое отражение и развитие в Уставе Санкт-Петербурга.
Уставом Санкт-Петербурга предусмотрено, что источником власти Санкт-Петербурга являются жители Санкт-Петербурга. Жители Санкт-Петербурга осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти жителей Санкт-Петербурга являются референдум и свободные выборы (пункты 1 и 2 статьи 4).
В соответствии с Уставом Санкт-Петербурга местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга исходя из интересов населения соответствующих внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга; внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга является часть территории Санкт-Петербурга, в границах которой местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется населением внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге (пункты 1 и 2 статьи 59). Органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге - избираемые непосредственно населением внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга и(или) образуемые представительным органом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1 статьи 62).
Согласно положениям статьи 11 Устава Санкт-Петербурга в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга находятся защита прав и свобод человека и гражданина, а также установление общих принципов организации местного самоуправления (подпункты 2 и 13 пункта 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга принимаются законы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (пункт 2). При этом положениями подпункта 3 пункта 2 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга предусмотрено, что порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга устанавливается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга путем принятия закона Санкт-Петербурга в пределах полномочий, определенных федеральным законом.
Законодательной основой регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации, при этом законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные указанным Федеральным законом (пункты 1 - 3 статьи 1).
Согласно положениям указанного Федерального закона активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (пункт 4 статьи 4).
Законом Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга № 303-46) установлено, что активным избирательным правом обладает гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, что устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 1 статьи 3). В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Закона Санкт-Петербурга активным избирательным правом обладают также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа, и члены их семей, если указанные члены семей военнослужащих проживают на территории расположения воинской части, военной организации или учреждения либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части, военной организации или учреждении по месту их службы (в том числе заключившие контракт о прохождении военной службы курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа).
По мнению заявителя, положения пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга содержат ограничения, исключающие возможность предоставления законодателем Санкт-Петербурга активного избирательного права гражданам, место жительства которых расположено за пределами муниципального образования.
Уставный суд Санкт-Петербурга, проведя слушание дела и исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявитель, обращаясь в Уставный суд Санкт-Петербурга с запросом о толковании положений пункта 2 статьи 59 и пункте 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга, фактически просит осуществить проверку соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений Закона Санкт-Петербурга № 303-46 в ненадлежащей процедуре, что по смыслу положений Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" недопустимо. Такой подход учитывает практику Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам допустимости запросов о толковании Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 1995 года № 115-О; от 19 марта 1997 года № 36-О; от 15 февраля 2005 года № 94-О; от 06 марта 2008 года № 269-О-О). Данный вывод не исключает возможности разрешения поставленного заявителем вопроса в надлежащей процедуре.
Уставный суд Санкт-Петербурга отмечает, что в производстве Уставного суда Санкт-Петербурга находится дело № 007/15 по запросу группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.Ю.Бакулина, А.А.Ковалева, В.П.Ложечко, Л.Ф.Седейкиене, С.В.Трохманенко, М.А.Шишкиной о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга прекращает производство по делу в случае, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению. В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 37 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" основанием для отказа в принятии обращения к рассмотрению является неподведомственность Уставному суду Санкт-Петербурга вопроса, поставленного в обращении.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 6, 30, подпункта 1 пункта 1 статьи 37, подпункта 1 пункта 1 статьи 58, пункта 2 статьи 61 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга
определил:
1. Прекратить производство по делу о толковании отдельных положений пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга по запросу группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.Ю.Бакулина, А.А.Ковалева, В.П.Ложечко, Л.Ф.Седейкиене, С.В.Трохманенко, М.А.Шишкиной.
2. Настоящее определение Уставного суда Санкт-Петербурга является окончательным и не может быть пересмотрено иным судом.
Председатель
Уставного суда Санкт-Петербурга
Н.Ф.Гуцан
Судьи
Уставного суда Санкт-Петербурга
О.В.Герасина
М.В.Петров
И.В.Тимофеев
А.В.Шевченко
------------------------------------------------------------------